На главную / Аналитика/ Доверительное управление по-русски неэффективно из-за непонятных ограничений на инвестиции
06.11.12

Доверительное управление по-русски неэффективно из-за непонятных ограничений на инвестиции

Яков Шляпочник, председатель совета директоров «Норд-Капитала»Основной принцип формирования доходного портфеля с наименьшим риском — это его диверсификация. Она призвана снижать инвестиционные риски без ущерба для доходности путем распределения активов между некоррелируемыми друг с другом инструментами. Индивидуальные инвесторы во всем мире, будь то клиенты крупных инвестиционных банков или частные лица, инвестирующие в небольшие хедж-фонды, имеют возможность диверсифицировать свои портфели практически без ограничений со стороны регуляторов.

Классические стратегии хедж-фондов подразумевают единовременную покупку и продажу нескольких активов, позволяют снизить риск и волатильность инвестиционного портфеля. Обеспечивая доступ практически ко всем мировым торговым площадкам, инвестирование в хедж-фонды позволяет реализовать любые торговые стратегии: глобал-макро, статистический арбитраж, «лонг-шорт» на акции, арбитраж на слияниях, событиях и проч. — все они могут быть применены в рамках управления инвестиционным портфелем западного инвестора.

Российские инвесторы, к сожалению, пока не могут похвастаться чем-то подобным. Ограничения в российском доверительном управлении (ДУ) обусловлены особенностями нашего законодательства. В рамках внутреннего, или оншорного, ДУ управляющий может покупать только российские инструменты — акции и облигации, а также фьючерсы на акции и российский индекс. Именно поэтому глобальные, или офшорные, стратегии заметно более диверсифицированы и менее волатильны по сравнению с российскими. Это подтверждается движением российских индексов: индекс РТС, например, за три квартала этого года вырос всего лишь на 6,8%, тогда как индекс S&P 500 — на 15,1%, DAX — на 23,5%, акции Apple — на 64,7%, а золото и серебро — на 12,8 и 23,5% соответственно. Или, если посмотреть на более длинном горизонте, индекс S&P 500 находится недалеко от максимумов докризисного 2007 года, а индекс РТС еще должен вырасти примерно на 75%, чтобы добраться до пика, достигнутого в мае 2008 г.

Причины, по которым российские инвесторы не могут иметь в портфеле в рамках договора доверительного управления такие активы, как фьючерсы на золото, нефть или серебро, не понятны. Тем более если эти инструменты торгуются на Московской бирже. Отечественные инвесторы хотят принимать участие в глобальных инвестициях. Российский ВВП и капитализация нашего рынка составляют 3 и 5% от мирового ВВП и капитализации американского рынка акций соответственно. Все это приводит в итоге к тому, что мы сейчас можем наблюдать на рынке: интерес российских инвесторов к доверительному управлению внутри страны падает, наблюдается серьезный отток инвестиционных капиталов на глобальные рынки к иностранным управляющим.

Идея создания в Москве международного финансового центра, безусловно, была позитивно воспринята участниками рынка, но для начала неплохо было бы создать нормальную конкурентную среду для отечественных инвесторов, а потом уже говорить о необходимости дополнительного регулирования и концентрации капитала в России. В противном случае может сложиться ситуация, когда просто нечего будет регулировать.

Следует отметить, что федеральный закон РФ, делящий инвесторов на неквалифицированных и квалифицированных, предоставляет последним возможность в рамках доверительного управления инвестировать в достаточно широкий класс активов: иностранные ценные бумаги, биржевые фонды (ETF), еврооблигации, но они не могут покупать, например, срочные контракты на товары и валюту. Кроме того, квалифицированных инвесторов мало, и они, как правило, сами достаточно хорошо разбираются в инвестициях в отличие от обладающих достаточными капиталами частных индивидуальных инвесторов, число которых значительно больше, и указанные выше ограничения направлены на них. Проблему могло бы решить, например, введение еще одной ступени градации по размеру средств на инвестирование для разграничения частных и квалифицированных инвесторов, как это сделано в США.

Также хотелось бы отметить отсутствие некоторых инвестиционных инструментов в законодательстве. Никак не регламентируются такие инструменты, как своп на совокупный доход (total return swap) — соглашение об обмене платежами между двумя сторонами, когда платеж одной стороны определяется на базе фиксированной ставки, а другой — на базе доходности определенного актива; кредитная нота (CLN) — облигация, привязанная к определенному кредитному договору, позволяющая передать за вознаграждение кредитный риск сторонним инвесторам; фидуциарный депозит (fiduciary deposit) — депозит, открываемый по поручению клиента на имя финансовой организации; структурная нота — сложный финансовый инструмент, состоящий из более простых базовых финансовых инструментов. Все это, безусловно, ограничивает возможности частных инвесторов, а также приводит к оттоку капитала с российского рынка и оформлению инвестиций в рамках юрисдикций других стран. Таким образом, снятие ограничений для инвестирования на глобальных фондовых рынках для российских инвесторов, а также дополнение законодательства важными для инвестиционного процесса инструментами создало бы приток инвестиций на внутренний рынок, что, возможно, позволило бы оправданно говорить о создании международного финансового центра в Москве.

Источник:
Ведомости

Главная О проекте Реклама Контакты Карта сайта
© 2008 - 2021 Bank-RF.ru - При использовании материалов гиперссылка на Bank-RF.ru обязательна.