На главную / Аналитика/ Смартфоны и планшеты становятся новой ареной борьбы банков за клиентов
26.11.12

Смартфоны и планшеты становятся новой ареной борьбы банков за клиентов

Сергей Леонтьев, президент Финансовой группы «Лайф»Многие российские банки пока еще пытаются догнать европейские страны по уровню качества интернет-банков и их популярности у населения, а ведущие зарубежные игроки уже начали другую гонку, борясь за владельцев смартфонов и планшетов.

Недавно Google выпустила очень полезную и трендовую книгу The mobile playbook — краткое и простое пособие для руководителей компаний из традиционных отраслей по поводу того, как быть актуальным в наступающую мобильную эру и не разориться. В ней предлагается ввести новый термин — t-commerce (tablet-commerce — планшетная коммерция, которая приходит на смену e-commerce и m-commerce, то есть электронной и мобильной коммерции). Чуть ранее Марк Цукерберг посвятил свое послание тому, что будущее Facebook зависит того, как компания сможет быть лидером и в мобильную эру. Уже сейчас более половины трафика соцсети идет с мобильных телефонов, но вопрос в том, как его дополнительно монетизировать.

Откуда такой ажиотаж вокруг мобильных операций, и что это значит для банков? Если мы посмотрим на эволюцию технологических новинок последних десятилетий, то увидим, что сначала доминировали производители устройств (HP, Dell, IBM), потом их сменил производитель программных решений (Microsoft), а теперь доминирует Apple, которая объединила в iPhone и iPad и само устройство, и программное решение, и персонализированный сервис. Важно, что на каждом этапе битву выигрывали не те, кто демпинговал по ценам или боролся за производительность, а игроки с максимальной маржинальностью своих продуктов. Мобильные операции — это не просто новый канал продаж или тип гаджетов, это абсолютно новое по уровню подстройки под клиента персонализированное предложение. Мобильный телефон или планшет всегда с вами, он поставляет банку огромное количество геолокационных данных о вас; вам проще связаться с банком в любую секунду, а он эффективнее подстраивает под клиента свои продукты и услуги.

Ведущие специалисты в этой области предостерегают, что главная возможная ошибка при переходе компаний и банков на мобильные устройства — это простой перенос интернет-функционала под другое разрешение экрана и производительность. Когда вышло первое приложение Twitter для iPad, дизайн и возможности пользования настолько отличались от интернет-версии, что потом, наоборот, интернет-версию попытались дотянуть до уровня планшетной разработки. Мобильное устройство поставляет о своем клиенте огромное количество информации — о местах нахождения, частоте и круге общения, у него другие возможности пользования, иной уровень навигации и удобства от автономной работы и пр. Не зря не особо выстрелили мобильные версии интернет-сервисов (Facebook, Flickr, ICQ), зато огромную популярность получили приложения, созданные сразу для мобильных (Instagram, WhatsApp, Foursquare, Path, Pinterest).

Недавно в «Докладе о мировом секторе розничных банковских услуг» (World Retail Banking Report 2012), подготовленном Capgemini и EFMA, были представлены данные, подтверждающие новый европейский тренд: наличие удобного и функционального мобильного банка — одна из главных причин, по которой люди готовы сменить один банк на другой. В ближайшие 2-3 года мобильные банковские приложения для смартфонов и планшетов обгонят по оборотам интернет-банки, прогнозируют авторы исследования.

Помимо Square и Simple, которые стали классикой финансовых мобильных приложений, приведу несколько интересных примеров решений для смартфонов и планшетов, которые позволяют делать гораздо больше, чем традиционные интернет-банки и их мобильные версии.

  • Пару месяцев назад британский Barclays выпустил приложение PingIt. У Barclays есть отдельное приложение своего мобильного банка, но этот проект был запущен под собственным брендом, и пользоваться им можно и не являясь клиентом этого банка. Адресаты получателей платежей представлены не в виде ФИО и 20-значных банковских счетов, а в виде имен и ников из записной книжки телефона и друзей в Facebook. Очень удобная услуга p2p-банкинга внутри: используя функцию «поделиться», вы можете разделить покупку или счет между своими друзьями или попросить у них взаймы внутри приложения, кинув им картинку того, на что необходимы деньги, и сообщив желаемую сумму. На уровне дизайна введен игровой момент — переводы и платежи можно делать традиционным способом (вбивая цифры), а можно «кидать» деньги пальцем на экране в кошелек (представлены иконки типовых британских купюр). Разработка распространяется вирусным способом (как WhatsApp), людям «нравится», и они добавляют друг друга в друзья.
  • На смартфонах и планшетах давно есть услуга Bump — передача данных посредством «удара» телефонов друг о друга. Некоторое время назад ING Direct представил сервис Bump money: вы «бьете» телефоны друг о друга и передаете деньги.
  • Недавно Foursquare и American Express запустили интересную акцию, связанную с лояльностью и увеличением трат по картам: вы регистрировались в местах покупок и развлечений и получали скидки при оплате картой AmEx. Отличием от традиционных скидок в Foursquare было то, что скидку давал не сам магазин, а платежная система. А ей не надо было писать отдельную систему лояльности и продумывать механику ее реализации — все сделала Foursquare. Похожую вирусную механику, построенную на геолокационных данных, потом реализовали AmEx с Twitter.
  • Еще один интересный сервис по работе с лояльными клиентами — edo. Это такой «антигрупон», или «Групон» наоборот. В интерфейсе для клиентов он позволяет не откликаться на уже заранее готовые программы лояльности (скидки, акции, спецпредложения), которые сыплются на тебя мусорным потоком, а создавать их под себя. В интерфейсе же для магазинов и компаний можно, не устанавливая дополнительное программное обеспечение, не печатая всякие купоны и коды, не обучая дополнительно персонал, создавать и управлять акциями по лояльности.
  • В магазине мобильных приложений La Caixa Mobile Store от одноименной банковской группы собраны все лучшие — как собственные, так и внешние — финансовые и околофинансовые приложения, начиная от покупки авиабилетов и заканчивая личной бухгалтерией. Всего их около 50.
  • Очень интересен финансовый сервис Passbook в последней версии iOS от Apple. В одном мобильном интерфейсе вы можете объединить счета и карты в разных банках и управлять ими, покупать билеты в кино и на самолеты, бронировать отели, присоединять бонусные карты и т. д.
  • Высокую активность проявляет Starbucks в Америке в области мобильных финансов. Помимо того, что Starbucks — один из крупнейших акционеров Square, компания запустила два собственных приложения, которые позволяют присоединить банковскую карту к телефону и потом, выбрав напитки или блюда, оплатить их кодом с экрана телефона, даже не имея карты при себе. Услуга пользуется бешеной популярностью и показывает большие денежные обороты.

Источник:
Ведомости

Главная О проекте Реклама Контакты Карта сайта
© 2008 - 2021 Bank-RF.ru - При использовании материалов гиперссылка на Bank-RF.ru обязательна.