На главную / Аналитика/ Как смена руководителя Банка России повлияет на денежно-кредитную политику
15.04.13

Как смена руководителя Банка России повлияет на денежно-кредитную политику

Сергей Алин, старший аналитик ИГ «Норд-капитал»В свете последних событий будущую политику Центробанка можно разделить на два периода — до прихода Эльвиры Набиуллиной и после. Полномочия Сергея Игнатьева заканчиваются 23 июня, к этому сроку Госдума должна поспеть с утверждением кандидатуры нового руководителя ЦБ. Ожидается, что Набиуллина вступит в должность в конце июня.

Игнатьев еще может успеть сделать в конце весны — начале лета своего рода прощальный подарок рынку в виде понижения ставки рефинансирования. Однако вероятность этого события в целом не столь высока, как многим бы того хотелось. Не будем забывать о том, что регулятор ранее отражал многократные атаки и не поддавался оказываемому на него давлению. Игнатьев в феврале выражал надежду (и, отметим, делал это очень осторожно) на то, что в ближайшие месяцы инфляция пойдет на убыль, что, в свою очередь, позволило бы понизить ключевые процентные ставки. Банк России при этом не спешит отклоняться от текущей политики: на последнем, мартовском, заседании он даже вновь вернул в свое заявление сигнал о паузе в изменении ставок, но в видоизмененной формулировке: «С учетом текущих внутренних и внешних макроэкономических тенденций складывающийся уровень процентных ставок денежного рынка рассматривается как приемлемый для достижения баланса основных макроэкономических рисков». Учитывая подобную риторику и инфляционные метрики, на понижение ключевых ставок в апреле мы бы не надеялись. В мае-июне такая вероятность будет повыше, так как в это время основными ведомствами ожидается замедление темпов ценового роста. Однако и здесь могут возникнуть препоны: нынешнее руководство Центробанка может не захотеть принимать поспешных решений в свете приближающегося планового повышения тарифов на услуги естественных монополий (1 июля), которое несет в себе дополнительные инфляционные риски. При любом раскладе особо щедрого подарка ожидать от нынешнего руководства регулятора не приходится, ставки если и будут снижены, то не более чем на 25 базисных пунктов.

Как смена руководителя Банка России повлияет на денежно-кредитную политику

Теперь попробуем ответить на вопрос «А что же будет после?». Рынок связывает с именем Эльвиры Набиуллиной надежды на смягчение денежно-кредитной политики и, как следствие, на снижение ставок. В целом мы являемся сторонниками такого развития событий. Почему?

Прежде всего, ответ можно найти в самом процессе отбора кандидатов на пост следующего председателя ЦБ. Мы видели, сколь долго длился в этот раз процесс, как непросто было принять итоговое решение. Если курс Центробанка останется прежним, то тогда зачем было идти столь тернистым путем? Гораздо проще было бы, что называется, загодя выбрать на эту должность «готового» кандидата Алексея Улюкаева, придерживающегося довольно консервативной позиции и ставящего борьбу с инфляцией во главу угла, и не усложнять себе жизнь. Вместо этого же выбор Владимира Путина пал на довольно либеральную в своих взглядах Эльвиру Набиуллину. Поначалу она, вероятнее всего, будет постепенно входить в курс дел и не предпринимать мер, кардинально отличающихся от текущего курса денежно-кредитной политики.

Итак, приход Набиуллиной на пост председателя ЦБ РФ потенциально может сулить нам:

1. Разумное смягчение денежно-кредитной политики. Экс-глава Министерства экономического развития придерживается довольно либеральных взглядов, находясь при этом в президентской обойме. Полагаем, что под ее началом регулятор будет менее упрямым (безусловно, в разумных пределах).

2. Продолжение ранее взятого курса по переходу от таргетирования обменного курса к таргетированию инфляции. Направление данного вектора вряд ли будет изменено, так как ранее уже получило политическое одобрение. Рубль будет и впредь стремиться к обретению гордого имени «свободно конвертируемая валюта». Валютный коридор постепенно будет расширяться до полной отмены в 2015 г.

3. Умеренное понижение ключевых процентных ставок. В целом за 2013 г. оно может составить в районе 50 б. п. Как абсолютно точно подметил бывший глава администрации президента Александр Волошин, «взгляды у нее [Набиуллиной] либеральные, но без либерального экстремизма». Это самое главное (были среди кандидатов и чересчур радикально настроенные персоналии): стимулировать экономику можно, но делать это надо крайне осторожно. Заигравшись с понижением ставок, можно заработать очередной финансовый пузырь, последствия взрыва которого будут весьма плачевны. Экс-глава МЭР прекрасно понимает все эти моменты, обладая необходимым экономическим бэкграундом.

4. Умеренное ослабление национальной валюты ввиду частичной потери поддержки со стороны процентных ставок. Мы не ожидаем, что исключительно действия Набиуллиной нанесут резкий и сокрушительный удар по рублю. К определенному ослаблению национальной валюты, растянутому во времени, они привести могут. Не будем забывать, что за нити в рублевой марионетке дергают и глобальные, не зависящие от действий ЦБ факторы (нефть, аппетит к риску и т. п.).

5. Расширение существующих механизмов рефинансирования банков, а также удлинение сроков такого рефинансирования. Улучшение ситуации с ликвидностью в целом.

Банки уже не раз в 2012 г. жаловались на ограниченность источников ликвидности, особенно указывая на необходимость «удлинения» сроков рефинансирования. Однако Банк России пока не шел на уступки, и все мольбы участников сектора оставались безрезультатными. Однако в марте у банков появились и другие влиятельные сторонники. Все началось с того, что нынешний глава Минэкономразвития Андрей Белоусов (видимо, видящий тщетность банковских усилий) в конце первой декады марта предложил ЦБ смягчить требования к залогу при операциях рефинансирования банков и увеличить максимальный срок рефинансирования до трех лет с нынешнего 1 года. По его мнению, подобный шаг позволил бы снизить процентные ставки по кредитам на срок до года для заемщиков до оптимального уровня — в районе 7,5-8%. Пять дней спустя правительство решило дать регулятору еще одно задание — оно рекомендовало ему совместно с банковским сообществом подумать над расширением механизмов рефинансирования банков и введением дифференцированного подхода при формировании резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности. До 29 марта ЦБ должен проинформировать правительство о результатах работы. Также Минфину, Минэкономразвития совместно с Центробанком было поручено проработать вопрос развития кредитования реального сектора экономики. Мы видим, что за регулятора сейчас взялись довольно серьезно. В целом появляются намеки на то, что в будущем все-таки может появиться столь желанное банками 3-летнее рефинансирование.

Резюмируя все вышесказанное, мы довольно оптимистично смотрим на итоговый выбор Путина. У руля Центробанка окажется человек с умеренно либеральными взглядами, который может принести с собой свежий ветер перемен. Урагана мы не ожидаем, политика будет трансформироваться плавно и без резких телодвижений. У Набиуллиной будут помощники из старой гвардии (Игнатьев в роли советника и Улюкаев в своей прежней должности), да и сама она обладает солидным профессиональным опытом.

К моменту смены руководства Банка России предпосылки к понижению процентных ставок на 25 б. п. могут возникнуть сами собой, и такое решение уже не будет выглядеть как резкая смена курса. Во-первых, с конца весны ожидается замедление инфляции. Плюс к этому в 2013 г. ожидают куда более значительный урожай зерновых — не менее 95 млн т, что на 34% больше прошлогоднего. Во-вторых, мы видим все более мрачные экономические данные, которые пока не собираются улучшаться. Промпроизводство в России упало в феврале ни много ни мало на 2,1% при прогнозе снижения на 0,8%. Таким образом, у сторонников смягчения денежно-кредитной политики сохраняются свои аргументы.

Источник:
Ведомости

Главная О проекте Реклама Контакты Карта сайта
© 2008 - 2021 Bank-RF.ru - При использовании материалов гиперссылка на Bank-RF.ru обязательна.