На главную / Аналитика/ Как наличие доступного автокредита меняет потребительские представления россиян
23.12.13

Как наличие доступного автокредита меняет потребительские представления россиян

Дмитрий Мольков, директор управления розничных продаж департамента автокредитования «Сетелем банка»По данным нашего банка, более 70% клиентов сначала выбирают автомобиль, а потом уже подают заявку на кредит. При этом мы часто наблюдаем, что для автомобилей сравнимого уровня и одного ценового сегмента (особенно стоимостью до 1 млн руб.) решения клиентов во многом зависят не только от качеств самого автомобиля и дилера, но и от привлекательности кредитного предложения. Она выражается в следующем: во-первых, в глазах клиента автокредит делает приобретение автомобиля более доступным. Так как все ведущие автопроизводители имеют свои специальные программы, в основном в сотрудничестве с банками-партнерами, то здесь главную роль играет то, как информация о кредите донесена до потенциального заемщика и способна ли она его заинтересовать. Например, на рынке повсеместно используется реклама процентных ставок, но, насколько к ней восприимчив средний клиент, получающий фиксированный месячный доход, сказать довольно сложно. Возможно, в целях выстраивания коммуникации с такими клиентами стоит делать акцент на размере ежемесячного платежа и первого взноса, чтобы человек сразу мог понять, доступен ему такой автомобиль или нет.

Во-вторых, абсолютно важным фактором является процесс получения кредита, который должен быть максимально простым и необременительным для клиента. Большой список документов, которые нужно не только передать в банк, но и подготовить, сложная логистика, когда нужно несколько раз посетить автосалон и офис банка, и в целом сложный для понимания процесс получения кредита способны отпугнуть клиента, а иногда даже и заставить его отказаться от покупки автомобиля. Максимальное упрощение — вот что сейчас требуется от банков, чтобы борьба за клиента была успешной: прозрачный процесс, минимум документов и формальностей, одно контактное лицо, которое ответит на все вопросы. За кажущейся простотой и очевидностью такого решения стоит большая работа внутри банка. Не все к ней готовы, однако борьба банков за клиентов будет вынуждать их двигаться в этом направлении.

Таким образом, влияния автокредитов именно на потребительское поведение мы сейчас не видим. Скорее, автокредит является одним из факторов принятия решения в рамках определенного клиентом для себя круга автомобилей. Вопрос — насколько выгодна такая ситуация для продавцов автомобилей?

Существенное отличие российского рынка от западных состоит в том, что в России потребности пока в большей степени формирует клиент, нежели дилер. Клиент рассматривает варианты покупки автомобилей в рамках определенных им же самим границ. Он решает, с какой целью покупает автомобиль, что ему нужно и т. п. Продавцы во многом способствуют формированию такой модели потребительского поведения, что существенно ограничивает их в реализации собственных целей. Такую ситуацию можно считать следствием активного роста рынка в течение последнего десятилетия, когда дилерский центр, по сути, не продавал, а распределял автомобили и особенно не задумывался над эффективностью продаж. Уверен, что замедление темпов роста рынка, снижение маржинальности продаж и повышение конкуренции будут способствовать тому, что дилеры и автопроизводители будут больше внимания уделять организации процесса продаж, используя для этого все имеющиеся инструменты, в том числе предложение финансовых услуг.

В России редко можно столкнуться с ситуацией, когда дилер предлагает «кредитному» клиенту приобрести автомобиль классом выше, используя аргумент в виде незначительной разницы в платеже по кредиту (например, «предлагаю вам модель Б, которая больше, лучше и престижнее, чем модель А, которую мы изначально с вами рассматривали, доплата составит всего 4000 руб. в месяц»). Такой инструмент продаж (upsale) активно используется на развитых рынках и не только в автобизнесе.

Банки должны обеспечить возможность продавцам автомобилей реализовать данный механизм, например, посредством развития кредитов с обратным выкупом, на которые приходится большая доля продаж автокредитов на развитых рынках. Это один из пока не используемых потенциалов развития рынка.

Источник:
Ведомости

Главная О проекте Реклама Контакты Карта сайта
© 2008 - 2021 Bank-RF.ru - При использовании материалов гиперссылка на Bank-RF.ru обязательна.