|
На главную / Интервью/ Приоритетное направление — создание единого фронт-офиса
[ архив ]
19.03.12
Приоритетное направление — создание единого фронт-офисаВнедрение IT-решений должно быть неразрывно связано с организационными изменениями, иначе все усилия будут потрачены впустую, рассказал в интервью «БО» Владимир Чичеткин, директор департамента информационных технологий Промсвязьбанка — Владимир, насколько динамично развивается технологический блок Промсвязьбанка? — Банк в процессе трансформации, как организационной, так и технологической, уже около шести лет — с тех пор как было принято решение о развитии розничного бизнеса. Ранее банк был ориентирован в большей степени на обслуживание корпоративных клиентов. Разумеется, развитие розницы сразу же потребовало серьезных технологических изменений. Поменялась IT-структура банка, появился технологический блок. Ранее целенаправленного управления технологиями в банке не было, IT решали в основном текущие потребности бизнеса и сопровождали системы, которых было не так много. Задачей реорганизации было выделение внутри и поиск на рынке специалистов, способных заниматься в большей степени банковскими технологиями по бизнес-направлениям, нежели сопровождать конкретные системы — технологов по автоматизации. Они стали посредниками между бизнесом и IT, которые умеют слушать бизнес и транслировать его пожелания в технические задания, причем если потребуется, не на одну систему. — Как меняется бюджет на IT и как соотносятся эти затраты с масштабами бизнеса? — IT-бюджет значительно вырос лишь на начальном этапе развития. IT-департамент, как затратное подразделение, должен заботиться об экономии, и сейчас у нас нет тенденции к росту IT-бюджета — в 2012 году он даже меньше, чем в 2011-м. При этом мы не сокращаем количество проектов, более того, недавно в банке стартовала масштабная программа реализации IT-стратегии. — Возможное ухудшение экономических условий не оказало влияния на размер IT-бюджета?
— Нет, и даже если бы мы точно знали, что кризис будет, то не стали бы сокращать IT-проекты. В кризис 2008 года IT-бюджет как раз вырос, именно тогда стартовало несколько затратных проектов по внедрению различных систем, в том числе строительство нового ЦОДа и резервного телекоммуникационного центра. На тот момент иначе было нельзя, поскольку прежний дата-центр уже не справлялся — не хватало ни мощностей, ни площадей. Причем идеология, которую мы закладываем в свою инфраструктуру, отвечает современным требованиям IaaS (инфраструктура как сервис), позволяет наращивать мощности без больших капитальных затрат и дает возможность использования сторонних площадок. — Как разрабатывалась IT-стратегия? — Пребывая в попытке осмыслить, что происходит и будет происходить, какие тенденции есть на рынке, около полутора лет назад мы совместно с коллегами предложили свое видение IT и операционной стратегии, поскольку они взаимосвязаны. Получив одобрение руководства, мы привлекли внешнего консультанта для разработки детальной стратегии, провели аудит существующих технологий и инфраструктуры. Параллельно с разработкой технологической стратегии мы проанализировали бизнес-процессы IT-службы и выдвинули предложения по ее преобразованию, чтобы оптимизировать работу IT, добавить функциональности и повысить уровень зрелости. Проект стартовал в начале 2011 года и закончился летом. От консультантов мы получили набор рекомендаций по разным направлениям, показывающих, как повысить удовлетворенность бизнеса и улучшить организацию IT. В рамках IT-стратегии выделены восемь ключевых направлений, которые совпадают с основными направлениями деятельности банка. Сформирован большой набор стратегических проектов, некоторые из которых уже ведутся, и сейчас идет подготовка к очередному изменению IT-структуры. План реализации стратегии расписан до 2015 года, но это не прямая дорожная карта, ответы на многие вопросы нам еще предстоит получить. Только пройдя определенные этапы и получив результат, мы сможем понять, как действовать дальше. — Можно ли выделить среди направлений развития IT ключевое? — Приоритетное для нас направление — создание единого фронт-офиса, для чего необходимо задействовать большое количество разных технологий, приложений, систем. Он должен быть интегрирован с CRM-системой, поддерживать все каналы дистрибуции и включать множество инноваций. Это самый сложный и самый крупный проект, который включает несколько направлений и множество подпроектов.
— Насколько полезным вы находите привлечение консультантов и как оцениваете их работу на этом проекте? — На самом деле наше видение фронт-офиса до привлечения консалтинга мало отличалось от того, что мы получили на выходе. Но так как был привлечен крупный международный консультант, мы получили существенные дополнения и хорошо проработанные материалы, которые не всегда можно сделать «в домашних условиях». Это большая работа, в которой необходим опыт выполнения многих проектов. — Планируются ли изменения в бэк-офисе? — Для нас очень важна операционная эффективность, поэтому преобразования в рамках разработанной в 2011 году стратегии существенно затрагивают и бэк-офис. Хотя, уважая собственный труд, я должен сказать, что к системным изменениям операционной модели и ее IT-поддержки мы приступили еще в конце 2008 года. Кризис застал нас в проекте преобразования именно операционной эффективности, который мы выполняли совместно с другим консультантом. В него входил целый ряд направлений, и по ряду из них потребовались изменения в IT-обеспечении. — То есть на данный момент централизация завершена? — Нет, процесс находится в завершающей фазе в соответствии с планом. Но технологически все ресурсы и системы централизованы. Есть исключения, но они обусловлены обязательствами — у нас есть один иностранный филиал, в котором по требованию местного регулятора вся инфраструктура реализована на месте.
— Столь масштабная трансформация банковских процессов должна быть отражена в аналитических и учетных системах. — Да, на основе данных, которые поступают из фронт-офиса, мы должны получать консолидированную отчетность разного вида — регуляторную, управленческую, международную, вести налоговый учет. Соответственно стоит задача сбора данных на единых принципах. Для нас она тоже не нова. — Какие методики используются в банке для постановки задач и оценки результатов деятельности IT с точки зрения бизнеса? — Сейчас в деятельности IT-департамента банка происходят организационные изменения, направленные на совершенствование этих процессов. На данный момент разного рода инициативы утверждает коллегиальный орган — комитет по продуктам и инновациям, который собирается раз в месяц. Он рассматривает и новые банковские продукты, и IT-проекты, и инициативы по совершенствованию процессов. Но мы постоянно наталкиваемся на проблемы полноты требований, их согласованности со всеми заинтересованными лицами. Процессы написания технического задания и согласования требований зачастую идут параллельно, в конце могут потребоваться изменения того, что было сделано в самом начале. Программной реализации предшествует иногда мучительный итерационный процесс согласования бизнес-требований. Страдают сроки, качество выполнения IT-проектов. — Какими вы видите идеальные банковские технологии? — В этом кроется секрет нашей IT-стратегии, как и IT-совершенства любой организации. Мы оцениваем технологии банка по уровню удовлетворенности наших заказчиков, то есть бизнеса и подразделений, поддерживающих бизнес. Поэтому говорить нужно не про технологии, а про сервисы — именно их уровень может подтвердить технологическое совершенство банка. При этом важна слаженность мероприятий по всем направлениям. Какие бы суперсистемы ни работали в банке, если уровень сервиса, предоставляемого клиентам, невысок, люди за операционной стойкой проявляют некомпетентность или отсутствие интереса к работе с клиентом — все даром. И наоборот. И сейчас бизнес понимает, что с точки зрения продуктового наполнения и возможностей мы один из лучших банков. Текст: Игорь Костылев Источник: |
|
|||||||
© 2008 - 2021 Bank-RF.ru - При использовании материалов гиперссылка на Bank-RF.ru обязательна.
|
|