На главную / Интервью/ Сила и стабильность - в единстве
19.11.12

Сила и стабильность - в единстве

председатель координационного совета Финансово-банковского совета СНГ Анатолий КАЗАКОВБанковские системы стран СНГ в посткризисный период активно развиваются, наращивают капитализацию, готовятся к возможной «второй волне» кризиса и решают проблемы привлечения «длинных» денег в условиях «закрытия» рынков капитала. О том, как может облегчить жизнь банков создание единого финансово-банковского пространства СНГ, о перспективах создания единого банковского регулятора и «надзирателя» для стран, вошедших в Таможенный союз, и о шансах рубля стать единой валютой СНГ рассказал в интервью НБЖ председатель координационного совета Финансово-банковского совета СНГ Анатолий КАЗАКОВ.

- Анатолий Борисович, в сентябре Финансово-банковский совет СНГ провел форум «Ялтинские деловые встречи», а уже в середине ноября состоится V юбилейная Бакинская Международная банковская конференция государств - участников СНГ. Расскажите, пожалуйста, об итогах ялтинского мероприятия и о том, какие вопросы планируется обсудить в рамках конференции в Баку?

- Если говорить о «Ялтинских деловых встречах», то это был третий по счету форум, организованный ФБС СНГ в Ялте. О том, насколько вырос за эти три года авторитет мероприятия, говорит хотя бы такой факт: в работе форума участвовали главы правительств семи стран. Пять премьер-министров выступили. Обсуждались вопросы экономической интеграции, новых возможностей инвестиций в национальных валютах, говорили о необходимости повышения расчетов, и в этой связи Дмитрий Анатольевич (Медведев -прим. ред.) сказал, что доля российского рубля в расчетах между странами СНГ серьезно выросла.

- С чем, с вашей точки зрения, связан такой быстрый рост доли рубля в расчетах?

- Я бы объяснил это несколькими причинами. Во-первых, уже два года как существует и работает Таможенный союз, и за это время товарооборот между странами - членами Союза резко увеличился. Соответственно, возросла и роль рубля в расчетах.

Вторая причина - укрепление рубля по отношению к другим валютам. Российская валюта сейчас выглядит очень привлекательно: ее курс является свободно плавающим и в то же время стабильным, рубль обеспечен как имеющимися у страны золотовалютными резервами, так и недрами.

Вы прекрасно понимаете, что не обо всех мировых валютах - в том числе и тех, которые считаются резервными, -можно сказать то же самое.

- Наверняка в ходе «Ялтинских деловых встреч» обсуждались - а в ходе Бакинской конференции еще будут обсуждаться - проблемы банков стран СНГ. Как вы оцениваете нынешнее состояние дел в банковских системах стран - соседей России?

- В принципе, ситуацию в банковских секторах большинства этих стран можно описать как стабильную. И в то же время налицо большой прорыв: в первой половине 2000-х годов совокупные активы банков, действующих на территории стран СНГ, составляли чуть более 1 трлн долларов. На сегодняшний день эта цифра достигла 1,5 трлн долларов.

- Что говорит об ускоренной дока-питализации банков?

- Об этом и о том, что очень быстрыми темпами идет наращивание кредитных портфелей банков. С одной стороны, это следует рассматривать как позитивный процесс, с другой - не стоит забывать о том, что быстрый рост кредитных портфелей чреват для банков дополнительными рисками. Но есть пути минимизации этих рисков, в том числе через ужесточение банковского надзора и регулирования.

- Мы отслеживаем, как ужесточаются банковский надзор и регулирование банковской деятельности в России. В других странах СНГ идут аналогичные процессы?

- Да. Я бы отметил, что очень активно развиваются банковские системы Украины, Казахстана, Белоруссии, Молдовы, и во всех этих странах мы видим элементы ужесточения регулирования.

Задачу Финансово-банковского совета СНГ мы видим в содействии создания единого финансово-банковского пространства, чтобы все преграды на пути движения капитала были сняты. В перспективе возможно создание единого регулирования и единого банковского надзора в рамках Таможенного союза, и даже единого Центрального банка.

- А сейчас еще есть какие-то серьезные препятствия на пути интеграции банковских систем стран СНГ?

- Конечно, есть. Например, Казахстан принимает серьезные «заградительные» меры на пути прихода в страну иностранных банков. Правительство страны очень ужесточило нормы и правила работы нерезидентов на территории Казахстана: без ограничений в этой стране могут работать лишь банки, имеющие рейтинг ВВВ+ и выше. Под такой критерий подпадают только Сбербанк России и ВТБ, другие наши финансово-кредитные организации вынуждены ограничивать себя в развитии бизнеса на территории Казахстана, в наращивании кредитных портфелей. С нашей точки зрения, это дискриминация, и мы ставим перед правительством Казахстана вопрос о необходимости отмены этих ограничений для российских банков и банков стран СНГ.

Сама жизнь диктует необходимость отмены этих дискриминационных мер, потому что создание единого финансово-банковского пространства СНГ является логичным шагом после появления Таможенного союза. А единое пространство невозможно в условиях, когда банки дискриминируются по «национальному признаку».

- Еще два-три года назад о необходимости создания такого пространства либо вообще не говорили, либо говорили очень мало. С чем связано то, что теперь эта тема так горячо обсуждается?

- Прежде всего, с кризисными явлениями в мировой экономике. Вы видите, что рынки капитала в условиях нестабильности «закрываются» для наших компаний, в том числе и банков. Ждать притока иностранных инвестиций в наш банковский сектор не приходится. Поэтому надо максимально использовать внутренние финансовые ресурсы, нужно расширить внутренний рынок капитала. А лучший способ сделать это - создать единое финансово-банковское пространство СНГ.

- Давайте вернемся к вопросу о том, чего вы ожидаете от V юбилейной Международной банковской конференции в Баку. Какие вопросы будут обсуждаться в столице Азербайджана?

- Мы хотели бы продолжить в Баку обсуждение темы, которая поднималась в Ялте: работа банков в новых условиях. Эти новые условия я уже фактически вам перечислил: создание Таможенного союза и зоны свободной торговли, кризисные явления в Европе, провоцирующие «закрытие» рынков капитала, и, конечно же, вступление России в ВТО.

- Конференция будет проводиться в Баку уже пятый год подряд. У вас никогда не было желания изменить «площадку» - возможно, провести мероприятие в столице другой страны из числа бывших советских республик?

- Нет, Баку - очень интересная «площадка», на которой присутствуют и банки СНГ, и европейские финансовые организации, и банки, занимающиеся исламским финансированием. Специфика текущего момента такова, что для всех этих организаций  независимо  от  направления  их деятельности и от их «национальности» актуален один и тот же вопрос: как расширить внутренний рынок и как увеличить объемы привлечения «длинных» денег. В этом контексте как раз очень интересным представляется такой инструмент, как исламское финансирование. Я считаю, что российские банки должны научиться пользоваться им.

Конечно, в рамках Бакинской конференции мы будем обсуждать и другие вопросы, среди которых: «Как банкам наилучшим образом подготовиться к возможной «второй волне» кризиса?» Ситуация в мировой экономике остается неспокойной, а 50% товарооборота стран СНГ приходится на Европу. Не надо быть Нострадамусом для того, чтобы предсказать: если в ЕС разразится серьезный кризис, то и товарные, и банковские рынки стран СНГ сильно пострадают.

- Вы упомянули исламский банкинг - это одна из тех тем, которая с каждым годом становится все более популярной. Насколько вероятным является активное развитие такого банкинга у нас, в России?

- Такое развитие уже наблюдается: в Татарстане, например, банки применяют принципы исламского банкинга, полагаю, что и в других регионах России он может найти применение. Мы предпринимаем определенные шаги для того, чтобы были внесены поправки в российское законодательство с целью создания благоприятных условий для развития исламского банкинга. «Длинные» деньги стучатся в Россию, инвесторы, разочарованные в перспективах «старых» рынков, заинтересованы во вложении средств в новые, динамично развивающиеся рынки, в том числе и в Россию. Конечно, нам предстоит еще многое сделать для повышения инвестиционной привлекательности нашей страны: снизить уровень коррумпированности экономики, доработать законодательство так, чтобы инвесторы чувствовали себя более защищенными. Все это вполне решаемые задачи, но решать их надо именно сейчас, когда к России повышается интерес со стороны потенциальных инвесторов.

- А если говорить об исламском банкинге, то следует ли для банков, работающих по соответствующим принципам, менять систему надзора и регулирования? Или они вполне могут работать, что называется, в общем формате?

- Лично я не вижу здесь никаких проблем: просто исламский банк может на первых порах работать как инвестиционный. Конечно, у него будет иной набор операций, чем у «классических» финансово-кредитных организаций. Но это не значит, что для исламских банков следует создавать особый формат надзора и регулирования.

- Когда вы говорили о создании единого финансово-банковского пространства, то отметили,что в перспективе могут быть созданы единые органы банковского надзора и банковского регулирования. Это предложение находит понимание у властей стран, входящих в Таможенный союз? Ведь минфинам и центробанкам этих стран придется делиться своими полномочиями почти наверняка с Банком России и Минфином РФ.

- Придется, но есть понимание, что появление таких органов - шаг в правильном направлении. Уже основана Евразийская экономическая комиссия - надгосударственный орган, созданный Россией, Казахстаном и Белоруссией. Комиссия получила от государств полномочия на построение единого экономического и финансово-банковского пространства.   Думаю,   что   step-by-step -  шаг за шагом - Комиссия придет и к созданию единой валюты, единого банковского регулятора и единого банковского надзора над финансовыми организациями, работающими на территории трех вышеперечисленных стран.

- Удивительно то, что в Европе сейчас обсуждается тема создания единого регулятора в лице панъевропейского Минфина и единого «надзирателя» в лице ЕЦБ. Но там все чаще озвучиваются контраргументы: так ли хороши единый регулятор и «надзиратель», смогут ли они учитывать национальные особенности различных банковских систем, будут ли быстрее реагировать на вызовы, чем «локальные» центро-банки и минфины?

- Конечно, в этой идее есть и плюсы, и минусы. Но, с другой стороны, давайте посмотрим на опыт объединенной Европы. За 50 лет европейские страны смогли создать единое европейское пространство, «запустить» единую валюту, но они упустили из виду единое бюджетное и банковское регулирование. И то, что мы видим теперь - колоссальный долговой кризис в ЕС - как раз последствие этого «упущения». Нам надо не только учитывать положительный опыт ЕС, но и учиться на ошибках, допущенных властями европейских стран при объединении Европы. Анализируя этот опыт, мы понимаем, что в каких-то вопросах не надо забегать вперед, а какие-то вопросы ни в коем случае нельзя оставлять без внимания и без решения.

- А имеет ли значение, с вашей точки зрения, последовательность предпринимаемых шагов? Понятно, что первым должно быть создано единое экономическое пространство, а что приоритетнее создавать дальше: единый регулятор или единую валюту?

- Конечно, последовательность имеет значение. Мы уже давно поднимаем вопрос о необходимости создания единой валюты, но в то же время мы понимаем, что для ее «запуска»    политического   решения недостаточно. Надо, чтобы созрели экономические предпосылки, это как раз один из тех вопросов, при решении которого нельзя забегать вперед. Создание единой валюты требует предварительной либерализации рынка, создания единого клирингового центра, наконец, страны должны быть «подтянуты» друг к другу по уровню экономического развития. Если эти условия не будут выполнены, единая валюта не «заработает», даже если решение о ее создании и обращении будет принято на самом «верху».

- А принципиальным ли является вопрос о том, какая конкретная денежная единица будет играть роль единой валюты стран СНГ? Что лучше, с вашей точки зрения: «запустить» в оборот принципиально новую денежную единицу, как это сделала объединенная Европа, или «делегировать» полномочия единой валюты российскому рублю?

- Это нам продиктует экономика. При решении подобного вопроса надо идти не от теории, а от жизни. Сейчас, как я уже говорил, доля расчетов в рублях в товарообороте между странами, входящими в Таможенный союз, достигает 40%. Если к моменту создания единой валюты этот показатель возрастет до 80-90%, какой смысл будет думать о «запуске» некой альтернативной денежной единицы? Если же не будет положительной для рубля динамики, то возможно иное решение.

В заключение я хотел бы вернуться к мысли, которую уже высказывал в ходе нашей беседы: сейчас, как никогда ранее, надо думать и работать над интеграцией банковских и финансовых систем стран СНГ. Европейский долговой кризис быстро не «рассосется», его последствия могут быть очень болезненными для наших банков и банков стран - соседей России. Вместе вынести удар кризиса намного легче, чем поодиночке: события 2008-2009 годов наглядно это продемонстрировали. 

Беседовала Анастасия Скогорева

Источник
NBJ 

Главная О проекте Реклама Контакты Карта сайта
© 2008 - 2021 Bank-RF.ru - При использовании материалов гиперссылка на Bank-RF.ru обязательна.