На главную / Интервью/ Интервью с Юрием Олеговичем Белонощенко, генеральным директором УК «УРАЛСИБ»
01.04.13

Интервью с Юрием Олеговичем Белонощенко, генеральным директором УК «УРАЛСИБ»

Белонощенко Юрий, генеральный директор ЗАО «Управляющая компания УралСиб»– Как вы оцениваете развитие рынка доверительного управления активами в ближайшие годы? Какие направления будут основными точками роста? Что окажет наибольшее влияние на развитие рынка: пенсионная реформа, фондовый рынок или усилия отдельных управляющих компаний?

– Мы верим в то, что этот рынок находится в зачаточном состоянии, в то, что он вырастет кратно с точки зрения самого размера этого бизнеса. Есть примеры других стран, и это не США или Западная Европа, есть примеры Бразилии и Восточной Европы, то есть более близких к нам экономик, которые показывают, что при определенных условиях приток средств на фондовый рынок может быть гораздо больше. Это и пенсионные деньги, это и введение аналогов четырехсот первых американских счетов, и, конечно, введение налоговых льгот. Все это сейчас обсуждается в России. Поэтому факторы роста – это комплекс мероприятий. По нашему мнению, в ближайшие годы рынок будет расти. Через 10 лет, я думаю, мы увидим уже совершенно другие цифры по размеру российского рынка ДУ.

– Как вы в целом смотрите на возможный исход пенсионной реформы? Сколько игроков в итоге будет в сегменте пенсионных активов? Останется ли место для мелких управляющих компаний и мелких НПФ?

– Если отчисления будут уменьшены с 6 до 2%, то для многих НПФ бизнес-модель станет экономически нецелесообразной. Поэтому сейчас уже есть разговоры о том, чтобы сохранить ставку 6%, потому что это та ставка, при которой НПФ может существовать и быть прибыльным бизнесом. Мы надеемся, что так и произойдет. Все-таки пенсионные средства традиционно во всем мире – это источник длинных денег для фондового рынка и экономики.

Что касается консолидации отрасли, то она еще не закончилась. Она продолжается, активно идет процесс покупки-продажи крупных НПФ. Конечно, и среди УК, и среди НПФ будут крупные игроки. Для этого существуют объективные факторы: во-первых, преимущество масштаба для успешного роста бизнеса, во-вторых, мелкие игроки не будут способны очень долго продолжать спонсировать свою инфраструктуру в расчете на то, что этот бизнес когда-то выйдет на операционную эффективность. Поэтому консолидация продолжится. Доминировать будут игроки, которые встроены в какие-то большие конгломераты, во всяком случае на данном этапе развития фондового рынка и на данном этапе развития дистрибуции на этом рынке. Думаю, что рынок будет консолидироваться на базе крупнейших игроков – государственных и частных.

– На страховом рынке сотрудничество с банками во многом помогло компаниям развиться. Как вы считаете, могут ли управляющие так наладить свою работу с банками, чтобы они повторили успех страхового рынка? Можно ли сейчас создать такие продукты, которые обеспечат приток клиентов в ПИФы за счет активных банковских продаж?

– Потенциал, конечно, большой. И управляющие могут работать с банками. Во всем мире это происходит. В России есть успешные случаи, когда управляющие компании смогли наладить взаимодействие с банками. Но продажи – это на самом деле очень рутинная работа, которая выстраивается как процесс. И для того, чтобы наладить продажи с банком, нужно сначала проделать много скучной, но важной работы. Оформить определенные юридические договоры, ввести систему мотивации, научить сотрудников продукту. Потом придется заниматься регулярным мониторингом, регулярно обучать новых сотрудников, потому что всегда есть текучка во всех банках на уровне операционистов и финансовых консультантов. Обязательно давать ответы на все вопросы по продукту, сделать горячую линию по поддержке именно банковских сотрудников, такую же линию по поддержке клиентов, операционализировать весь процесс, установить удобную программу, чтобы оформление клиента занимало не 45 минут, а 4,5. Это простая работа, которая состоит в том, что надо продавать.

– А насколько дорога эта «рутина» и так ли просты эти элементарные шаги?

– Да, у нас сложный рынок, но на остальных рынках не меньше проблем. Там так же есть конкуренция, проблемы с качеством, с людьми, которые занимаются продажами. На нашем же рынке есть много преимуществ: нам не нужно покупать станки, создавать складские запасы, у нас всегда есть достаточное количество ценных бумаг, чтобы удовлетворить любой спрос, поэтому проблема состоит только в том, чтобы нормально объяснять клиентам, что это такое и зачем это им нужно. Я не вижу никаких нерешаемых проблем на данном рынке и каких-то непреодолимых препятствий. Можно наладить продажи. К сожалению, большое количество игроков на этом рынке являются заложниками своих прошлых бизнес-моделей и продолжают пока по инерции им следовать.

– Для такого сотрудничества нужен собственный банк? Или УК может найти рыночного партнера?

– На западе банки до 30% своих доходов получают за счет комиссионных доходов от продажи других продуктов. Мы ведем переговоры с банками, мы видим интерес для того, чтобы выставлять на их полки наши продукты. Если мы даем банку нормальную IT-систему для того, чтобы удобно и быстро оформлять фонды или набор фондов, обучение его операционистов, мотивационные программы и т. д., то банки рассматривают наше предложение. Мы будем точно делать это через сторонние банки, особенно через те, которые не имеют своих управляющих компаний. Как я уже сказал, управляющие компании в основном будут выживать внутри больших структур, но есть огромное количество банков, которые не имеют и не хотят иметь бизнеса на рынке ДУ. Это будет наша целевая аудитория. Наша задача – нормально упаковать розничный продукт: он должен быть готов, мы должны оказывать очень большую поддержку по его продаже. Это не тот продукт, который будет продавать себя сам, по крайней мере, пока.

– По нашим данным, по итогам года закрытые фонды снова стали крупнейшим сегментом на рынке. Как вы считаете, рынок ЗПИФов – это рынок единичных проектов? Или можно говорить о том, что со стороны банков или частных инвесторов есть существенный спрос на услугу ЗПИФа?

– Этот рынок приобрел значительный размер некоторое время назад, до изменения налогового законодательства. Есть несколько секторов, за счет которых этот рынок существует – земля, недвижимость, прямые инвестиции. Риелторские проекты, проекты с землей, прямыми инвестициями будут продолжать возникать. Не вижу здесь какого-то кратного потенциала роста – он будет расти, он может расти.

Сложно определить, в какой пропорции закрытые фонды – именно бизнес, а в какой – чисто юридическая инфраструктурная упаковка, но в большой части это именно так.

Если у банка есть потребность в создании закрытого фонда, то, как правило, они предпочитают это контролировать, создаются аффилированные компании. Самый распространенный случай – большое количество недвижимости, которая в момент кризиса осталась у банков в виде залогов по невыплаченным кредитам. В этом случае банки создают свои управляющие компании. Это не так дорого сделать и при большом объеме недвижимости оправданно и окупает себя. Спрос со стороны рынка есть, к нам приходят клиенты. Типичный клиент – это владелец недвижимости в Москве, как правило, какого-то набора зданий или офисов, объемом от 20 до 50 млн долларов. Это та, сумма, при которой люди начинают задумываться, как более безопасно упаковать, как сделать так, чтобы было дополнительно защищено и т. д.

– Осенью 2012 года Минфин РФ повысил лимит на долю страховых резервов, которые можно передать под управление УК. Каким образом нововведение Минфина повлияет на развитие рынка ДУ? От кого управляющим ждать притока активов – от страховщиков жизни или классических страховщиков?

Повышение лимита – это однозначно всегда хорошо, кроме того случая, когда он повышается в сторону каких-то экстремальных рисковых инструментов.

Страхование жизни находится в развивающейся стадии, но имеет очень большой потенциал. При этом большой объем средств уходит за границу не через российские компании. Есть небольшая ползучая экспансия со стороны западных компаний, которая поддерживается экстремально высокими выплатами агентам и, соответственно, запретительными характеристиками продуктов. Этот продукт пока никто не научился хорошо продавать. Мы видим, что на рынке продаются разные продукты, совмещенные со страхованием жизни. Мы видим этот продукт как один из базовых в инвестиционном портфеле клиентов, хотя пока в России не продается. Но это заработает не раньше, чем через 10 лет, поэтому пока я бы делал ставку на классические компании, у которых уже сейчас есть большие деньги, они задумываются о том, куда их размещать.

– В настоящее время часть управляющих на рынке предпочитает раскрывать объем активов под управлением без учета операций, которые приходятся на иностранные аффилированные компании. Какой объем активов, по вашему мнению, под управлением российских УК находится за рубежом и не учитывается в собираемой статистике? Есть ли зарубежный бизнес у вашей УК?

– Масштаб этих средств известен, достаточно посмотреть на статистику оттока капитала. Это миллиарды долларов. Эти деньги выводятся за границу, а далее они инвестируются, кладутся на депозиты, на счета до востребования, в портфели ценных бумаг. Да, я не говорю, что все ДУ, покупается еще недвижимость. Никто из российских компаний за рубежом не обслуживает иностранных клиентов – нет конкурентных преимуществ. На том рынке есть свои игроки, у них есть экспертиза по глобальным рынкам, мы локальные игроки – у нас экспертиза здесь.

Содержание офисов – это дорогостоящая вещь. Вам нужен офис, обслуживание компании, юристы и т. д., то есть это уже миллионы долларов в год, однако цена вопроса очень сильно варьируется в зависимости от того, в каком виде это будет выстраиваться.

У нас нет этого бизнеса, мы занимаемся только российской частью, у нас есть один совместный рыночный фонд с одним из крупнейших западных игроков, в котором лежат наш стартовый капитал и средства нескольких клиентов. Наш фокус – это однозначно Россия, где мы видим свое конкурентное преимущество. Другое дело, что продукты, которые мы хотим предлагать клиентам, будут иметь глобальную диверсификацию, но деньги – это российские рубли, которые находятся здесь.

Источник:
Рейтинговое агентство «ЭКСПЕРТ РА»

Главная О проекте Реклама Контакты Карта сайта
© 2008 - 2021 Bank-RF.ru - При использовании материалов гиперссылка на Bank-RF.ru обязательна.