На главную / Интервью/ Можно обойтись без ухудшения деловой репутации
05.08.13

Можно обойтись без ухудшения деловой репутации

Юрий Исаев, генеральный директор АСВГосдума в первом чтении приняла поправки в Закон о страховании вкладов, предусматривающие изменение оценки финансовой устойчивости банков для участия в системе страхования вкладов. Об основных изменениях, рисках и нововведениях «Б.О» поинтересовался у Юрия Исаева, генерального директора АСВ

— Какие наиболее важные изменения будут в законе? Требования к банкам ужесточаются?

— Речь не идет о каком-либо ужесточении. Напротив, требования к банкам — участникам системы страхования вкладов будут смягчены. Сейчас, если финансовые показатели банка, такие как капитал, активы, ликвидность, не соответствуют требованиям к участию в системе страхования, Банк России обязан применить достаточно жесткие санкции: ввести запрет на привлечение банком вкладов граждан и потребовать от него подать ходатайство о прекращении права на работу с населением.

После принятия поправок, в случае временного ухудшения значений некоторых показателей, это уже не будет основанием для введения запрета на работу с гражданами и последующего исключения его из системы страхования вкладов.

— У банков все так плохо, или АСВ таким образом страхуется от нового кризиса?

— Ни то, ни другое.

— Тогда с чем связаны эти изменения?

— Один из принципов российской системы страхования вкладов заключается в том, что ее участниками могут быть только финансово устойчивые банки. Принцип абсолютно разумный — проблемные банки вообще не должны работать с частными вкладами. С другой стороны, как однозначно определить, является банк финансово устойчивым или нет?

Для этого используется система показателей, оценивающая состояние активов и пассивов банка, его ликвидности, собственных средств и т.п. Но практика показывает, что на основе только формальных критериев разделить банки на «плохие» и «хорошие» не всегда удается. В результате финансово неустойчивым может быть признан вполне жизнеспособный банк, недостатки деятельности которого не создают  угрозы интересам вкладчиков и иных кредиторов. При этом у Банка России просто нет выбора. Согласно действующей редакции закона он обязан запустить процедуру исключения такого банка из системы страхования вкладов. Плохо еще и то, что эта мера воздействия публичная. Банк обязан разместить в доступных для клиентов помещениях информацию о прекращении у него права привлекать денежные средства физических лиц во вклады. В результате после введения запрета, как правило, следует отток средств клиентов, и у банка, допустившего нарушение отдельных числовых показателей, может почти не остаться шансов восстановить свою финансовую устойчивость.

Финансово неустойчивым может быть признан вполне жизнеспособный банк, недостатки деятельности которого не создают угрозы интересам вкладчиков и иных кредиторов

- Система страхования вкладов работает  уже почти 10 лет. Почему эта проблема стала актуальной именно сейчас?

Мы столкнулись с ней еще во время кризиса 2008–2009 годов. Тогда многим банкам — а среди них были и достаточно крупные —  из-за необходимости больших отчислений в резервы стало сложно вести безубыточную деятельность. Соответственно, они не могли выполнять требования к участию в системе страхования по такому показателю, как доходность. На тот момент его соблюдение было обязательным для банков-участников. И хотя все эти банки в принципе вели полноценный банковский бизнес, существовал риск их вынужденного выхода из системы страхования по формальным основаниям.

Поэтому Банк России сначала ввел мораторий на применение санкций к таким банкам-нарушителям, а затем законодатели и вовсе исключили показатель доходности из критериев оценки финансовой устойчивости банков. Так что история эта достаточно давняя.

— Сейчас существует риск, что «хороший» банк может быть незаслуженно исключен из системы страхования. Но нет ли у вас опасений, что с принятием этих поправок, наоборот, уже «плохой», заведомо нежизнеспособный банк будет сохранять свое членство в системе и к нему не будут применяться меры воздействия?

— Таких опасений нет. Во-первых, потому что требования к участию в системе страхования остаются. Да, их станет меньше, но в законе они по-прежнему будут прописаны. Если, допустим, банк плохо управляется, нарушает обязательные нормативы, предоставляет недостоверную отчетность, не соблюдает требований по раскрытию информации, то это будет основанием для исключения его из системы страхования.

Во-вторых, у Банка России есть система оценки финансового положения банка, которую он применяет для целей общего надзора. Она позволяет всесторонне и адекватно контролировать ситуацию в банках. В том числе и с целью обеспечения интересов вкладчиков. Если сравнить эту систему с той, которая применяется для участия банков в системе страхования, то различия будут минимальными. Не будет ничего страшного, если мы от применения двух почти идентичных систем оценки перейдем к одной.

Есть и еще один важный момент. Меры воздействия, которые Банк России может применять в рамках общего надзора, намного вариативнее и гибче тех, которые сейчас предлагает закон о страховании вкладов. Если с их помощью можно устранить недостатки в деятельности банка, то какой смысл исключать его из системы страхования? К тому же в этом случае можно обойтись без ухудшения деловой репутации: банк остается участником системы, и мы не испугаем вкладчиков. А когда выявлены действительно серьезные нарушения — нужно сразу отзывать лицензию, а не ограничиваться полумерами исключения из системы страхования.

— Вы предлагали ввести систему дифференцированных взносов банков в фонд страхования вкладов, но не нашли поддержки. Схема, предложенная законопроектом, позволяет приблизиться к реализации этой идеи?

— Вы знаете, в ходе дискуссии о введении полноценной системы дифференцированных взносов принципиальных противников этой идеи не было. Это означает, что сама по себе идея правильная, и вопрос заключается в ее практической реализации. Пока это не вопрос текущей повестки дня.

Что касается предлагаемых поправок, то это шаги в правильном направлении, и положительный эффект мы, безусловно, увидим. С их принятием будут унифицированы надзорные требования к оценке устойчивости кредитных организаций, снижена административная нагрузка на банки. Возможно, повысится достоверность отчетности. А это как раз те составляющие, на базе которых и может быть построена эффективная система дифференцированных взносов в фонд страхования вкладов.

Текст: Екатерина Кац     

Источник:
Журнал «Банковское обозрение» 

Главная О проекте Реклама Контакты Карта сайта
© 2008 - 2021 Bank-RF.ru - При использовании материалов гиперссылка на Bank-RF.ru обязательна.