На главную / Интервью/ Ставка на преемственность
28.10.13

Ставка на преемственность

Ольга Высокова, заместитель председателя правления, член совета директоровОльга Высокова, заместитель председателя правления, член совета директоров
«Центр-инвест» — пример того, как российский банк, имеющий стратегию, прозрачный для акционеров способен привлечь инвестиции в нужных объемах без участия государства. О перспективах банка «Б.О» рассказала заместитель председателя правления, член совета директоров Ольга Высокова

— Ольга, вы в банке уже 10 лет, а с 2007 года занимались привлечением капиталов. Стоит ли такая задача сейчас?

— Свою карьеру в банке я начинала как стажер, когда еще училась в университете. Моя деятельность началась с должности экономиста в инвестиционном отделе банка «Центр-инвест»; затем я стала заниматься международной деятельностью и привлечением фондирования с международных рынков капитала. В 2007 году я была назначена зампредом правления. Было открыто представительство в Лондоне, которое я возглавила и возглавляю до сих пор.

Привлечение капитала для банка было одной из моих обязанностей. Сейчас достаточность капитала банка «Центр-инвест» высокая и по российским стандартам, и по западным, и по Базелю III. Новых вливаний в капитал нам не нужно. Я поддерживаю постоянный диалог с акционерами и потенциальными инвесторами.

— Какие направления вы будете курировать в новой должности?

— За мной остался поиск источников финансирования для банка.

Новых суперзадач не будет — это стратегическое решение. Предыдущий член совета директоров ушел по состоянию здоровья, а для нас важна преемственность. Мои родители основали банк в 1992 году — нам уже исполнился 21 год. И они очень гордятся тем, что сегодня рынок воспринимает меня как профессионала. Мы — за семейные династии в бизнесе и демонстрируем это на деле.

Позиция нашего совета директоров в том, чтобы молодежь брала в свои руки бразды правления, ответственность и стратегическое видение. Весь менеджмент в банке молодой. Большинство сотрудников приходят к нам студентами на практику и остаются на многие годы.

— Не сложно совмещать работу в Лондоне, в Ростове и в Москве?

— Сегодня так уже живут очень многие, и это стимулирует на большую отдачу. Конечно, требуется сильная самодисциплина и самоорганизациая, возникают некоторые сложности для семьи, но дети привыкли, что у мамы командировки с понедельника по пятницу, а выходные мы всегда проводим вместе. Теперь буду подстраивать свою жизнь под новые задачи — мне нравится такой темп жизни.

— У банка много западных акционеров, которые обычно весьма капризны. Сложно добиваться консенсуса?

— У нас получается его достигать без особых проблем, главное —слушать и понимать друг друга. Нужно уходить от личных эгоистических позиций и отталкиваться от общих интересов. Для этого нужна практика, и она у нас уже 9-летняя! Личное общение, посещение акционеров в их офисах также играет большую роль. Мой типичный маршрут: Лондон — Франкфурт — Вена, где наши основные акционеры. Стараюсь быть мобильной — если инвесторы или акционеры назначают встречу, сразу же вылетаю.

— Как получилось, что ваш банк нашел именитых западных инвесторов, чего не удается большинству частных банков?

— Для этого недостаточно только желания и московской прописки банка, нужна большая предварительная работа по поиску инвестора, прохождению его аудита, ответов на тысячи их вопросов, а также постоянная работа после привлечения западного инвестора в капитал. Акционеры очень требовательны, и они лимитируют вас и вашу деятельность. Они очень педантичны в отношении корпоративного регламента, внутреннего контроля, ставят жесткие ковенанты на деятельность банка. К такой жесткой финансовой дисциплине акционеры и менеджмент большинства наших банков не совсем готовы, не хотят, чтобы им диктовали, как работать, поэтому и не у всех получается привлечь инвесторов.

Мы же поняли, что это — наше будущее, и другого варианта нет, поэтому мы стали подстраиваться под эти требования. Иностранцы воспитали нас под себя: ЕБРР к нам вошел в 2004 году, теперь уже нам работать с ними легко, мы выполняем требования «на автомате».

— Каковы финансовые результаты первого полугодия, прогнозы на год?

— Прогнозы у нас очень позитивные, и первое полугодие было замечательное. Прирост кредитного портфеля составил 20%, и это устойчивый рост. После кризиса мы с каждым годом набираем обороты: так, в прошлом году показатель «чистая прибыль» был больше, чем до кризиса.

Мы не занимаемся спекулятивным банкингом, не торгуем деривативами и не несем никаких спекулятивных рисков. Мы в классическом понятии коммерческий банк: берем депозиты у населения юга России и выдаем кредиты предприятиям юга России с фокусом на малый и средний бизнес. Наша задача — поднимать экономику региона, развивать предпринимательство, работать с реальным сектором. Мы кредитуем малый и средний бизнес с 1997 года. И все программы от международных банков развития мы получаем именно для работы с микро-, малыми и средними предприятиями.

— Деньги ВЭБа вам не нужны?

— 70% наших пассивов — депозиты населения юга России плюс капитал наших акционеров, и малая часть — привлеченные деньги от международных банков развития и рублевые облигации, которые котируются на Московской бирже.

От ВЭБ мы не получали ни кредитов, ни гарантий. От МСП у нас есть небольшая кредитная линия на 750 млн рублей. От ЕБРР мы в марте этого года получили 1,5 млрд рублей и от IFC — 1 млрд рублей, от ЕАБР — 300 млн рублей и также провели два облигационных выпуска еще на 5,5 млрд рублей.

Когда мы решили работать с МСП, то столкнулись с проблемой предоставления им залога, а по соглашению с иностранными кредиторами это невозможно. Пришлось получать у акционеров специальное разрешение дать залог на эти 750 млн рублей МСП. Но нас попросили больше так не делать. Очень странно и немножко обидно, что нам доверяет ЕБРР, Немецкий банк развития, Австрийский банк развития, а наш Российский банк развития нам не доверяет.

— На каких условиях вы даете кредиты МСБ?

— Мы стараемся предлагать самые привлекательные условия нашему малому бизнесу. Ставки 11–13% очень конкурентноспособные, при этом 20% нашего портфеля — сельское хозяйство. Мы в отличие от других банков не выдаем невозвраты, у нас нет коррупции, нет откатов, нет беззалоговых экспресс-кредитов. Человек закладывает свое имущество, свою машину — несет ответственность за взятый кредит, поэтому у нас очень низкая просрочка. У нас своя база кредитных историй.

— Сегодня на рынке достаточно много ваших облигаций. В чем причины интереса инвесторов к ним?

— Покупателям наших облигаций очень нравится, что в уставном капитале банка «Центр-инвест» 49% принадлежит ЕБРР и Немецкому банку развития DEG, нравится также состав совета директоров и наличие жесткой системы риск-менеджмента. Наш рейтинг, присвоенный агентством Moody’s Ba3, стабильный, который соответствует показателям крупных федеральных банков. Уже 17 лет мы проходим международный аудит и имеем понятную для инвесторов бизнес-модель устойчивого банкинга. Также облигации банка «Центр-инвест» включены в ломбардный список ЦБ в качестве ликвидного обеспечения займов.

— Планирует ли банк «Центр-инвест»  расти и расширять свое географическое присутствие за пределы Юга России?

— Если мы говорим о росте банка, то важно знать, что он у нас органический. Мы не увеличиваем капитал нашего банка за счет дополнительного выпуска акций. А мы просто много и целеноправленно работаем целый год, в конце которого часть заработанной прибыли мы выплачиваем на дивиденды нашим акционерам, а основную часть этой прибыли мы капиатлизируем. Вот это и называется органический рост, устойчивый рост в рамках своих возможностей. Он не спекулятивный. Он здоровый, соизмеримый с силами и возможностями организации, без рывков и ненужных рисков. Расширение деятельности на другие территории банк пока не планирует. Мы останемся на Юге России. Это наш большой и плодородный регион, который мы понимаем, знаем и где умеем управлять нашими региональными рисками. Нужно просто идти глубже в регионы, нужно делать большую концентрацию на клиента.

— Готовится ли «Центр-инвест» к конкуренции с федеральными банками?

— Мы уже несколько лет успешно конкурируем с федеральными игроками и всегда движемся на полкорпуса впереди наших конкурентов. Мы были первыми, кто начал заниматься энергоэффективностью, кредитовать стартапы, молодежный бизнес и женщин-предпринимателей. До нас это считалось неинтересным, малодоходным и рискованным. Но мы ведь не из тех банков, которые зарабатывают на клиенте сегодня. Мы готовы обучать. Мы понимаем, что должны вырастить и научить молодежь, потому что они?— наши будущие клиенты, наш будущий малый бизнес, наша экономика. А для нас — это социальная ответственность бизнеса.

Наши западные акционеры передают нам свой опыт, свою ментальность, и мы стараемся внедрять лучшую мировую практику на юге России.

Текст: Екатерина Кац 

Источник:
Журнал «Банковское обозрение» 

Главная О проекте Реклама Контакты Карта сайта
© 2008 - 2021 Bank-RF.ru - При использовании материалов гиперссылка на Bank-RF.ru обязательна.