|
На главную / Интервью/ Надзор реально становится адресным
[ архив ]
09.01.14
Надзор реально становится адреснымЧистки пойдут на благо банковской системе, на рынке должно остаться 350–400 банков, но судьба ССВ — под угрозой, а предложенные ЦБ критерии значимости банков несут риски, — так комментирует ситуацию Алексей Буздалин, главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» — Алексей, мы беседуем в разгар того, что многие эксперты окрестили кризисом доверия, подобным кризису, с которым российское общество столкнулось в 2004 году. Вы согласны с прогнозами, что кризис будет более глубоким? — На мой взгляд, в нашей банковской системе много проблем. Та, что случилась с Мастер-Банком — далеко не единственная, и я бы не стал ее раздувать до размера проблемы, которая может угрожать стабильности системы. — А вы не видите риска в том, что растет недоверие банков друг к другу, закрывается межбанк? — Безусловно, отзыв лицензии Мастер-Банка уже привел к тому, что и без того на ладан дышащий рынок межбанковского кредитования схлопнулся. Но в 2004 году ЦБ вообще не понимал, что делать в такой ситуации, как раздать деньги в виде кредитов комбанкам, чтобы те нормально проводили расчеты. Сейчас ситуация иная. Риски должен оценивать ЦБ — Как вы относитесь к заявлениям о грядущих зачистках, которые делают наши власти предержащие? Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев и вовсе заявил, что надо из фонда АСВ 90% средств возмещать вкладчикам — это не провокация?
— Не могу разделить эту позицию. Частные вкладчики в своем абсолютном большинстве не в состоянии адекватно оценивать риски коммерческих банков. Это прерогатива органов банковского надзора. — Тем временем о том, что зачистки продлятся чуть ли не до 2018 года, уже успели высказаться Эльвира Набиуллина, Андрей Костин, Дмитрий Медведев, лица из Госдумы и администрации президента. Нет ощущения, что решили порушить то, что годами вместе строили? — Что касается ССВ, это тема для разговора. Существуют несколько законопроектов о том, что в ней можно поменять, но нет согласованного мнения, к чему мы в итоге придем. Готовится законопроект, который может отодвинуть АСВ в очереди по банкротству с первой очереди — вместе с прочими вкладчиками, чьи депозиты не были застрахованы, — в четвертую очередь. То есть в самый конец. Или сделать очередь АСВ — между первой и второй, когда все частные лица получат все вклады, но до выплаты средств юрлицам. — Но когда ЦБ попробовал ввести ограничение ставок по вкладам, банкиры всячески противодействовали такому «ущемлению». — Это надо делать. Опыт Мастер-Банка и банка «Пушкино» показывают, что в таких банках накапливаются риски. — Глава АСВ Юрий Исаев давно призывает дифференцировать выплаты, но к нему не прислушивались. — Их надо дифференцировать, и не только в зависимости от уровня кредитного рейтинга, но и от уровня процентных ставок. Можно увязать все в одном пакете. Если же поставить страховые премии только в зависимость от рейтинга, то величина дифференциала может быть меньше, чем разброс ставок по вкладам. За пределами топ-200… — Как я поняла, вы — сторонник «чисток» в банковской системе. Какие банки, по-вашему, не вызывают доверия? — Если посмотреть рейтинги российских банков, прежде всего — присвоенные международными рейтинговыми агентствами, то увидим, что за пределами топ-200 нет банков, у которых есть международный кредитный рейтинг, а значит у них неадекватно высокие кредитные риски. — Оценкам российских рейтинговых агентств вы, похоже, не слишком доверяете…
— Посмотрим на пример Мастер-Банка. У него был когда-то рейтинг Fitch, но в 2008 году агентство отозвало рейтинг по причине неадекватности качества кредитного портфеля, а также непредоставления банком информации. Но вплоть до отзыва лицензии у банка был довольно высокий рейтинг от агентства «Эксперт РА» категории «А». — Если взять совсем свежий случай — Смоленский Банк: после наступления проблем НРА отозвало, «Эксперт РА» понизил. Повторяется история с кризисом и с Банком Москвы? — Модель бизнеса российских рейтинговых агентств — зарабатывать на рейтингах, основные деньги они получают от рейтингуемых банков. Международные РА также получают средства от рейтингования, но, если взять тот же Moody‘s, это публичная компания, акции которой размещены на бирже. Сейчас их политика такова, что у них негативный прогноз по большинству субъектов банковской системы СНГ, включая Россию, и они понижают российские банки. У них крайне консервативная политика. В итоге российские банки стали отказываться от рейтингов соответствующего агентства. А ведь долгое время рейтинги Moody‘s были на градацию выше, чем у других. Сейчас их позиция — крайне критичная. — С чем вы это связываете? — Они стараются быть максимально адекватными, поскольку другой источник их доходов — те рейтинговые отчеты, которые они продают. А главное, их акции торгуются на бирже, и принципиальная позиция влияет на их капитализацию, стоимость их акций растет. Похожие на Мастер-Банк… — Нынешняя ситуация с российскими банками формировалась годами. А тут за одну неделю — паника в Самаре, Туле, Челябинске, проблемы куда более крупных столичных БПФ и Смоленского Банка, и явно есть еще на подходе. — Что касается вопроса, будет ли кризис развиваться, есть два нюанса. В стране много мелких банков, которые непонятно чем занимаются. Если они занимаются обналичкой, и у них будут последовательно отзывать лицензии, не вижу в этом особых проблем. Они, как правило, имеют пару аффилированных клиентов, и все. Паники на рынке они не создадут. — То есть пока мы не дошли до того, что было в 2004 году? — Не дошли. И надеюсь, что не дойдем. У ЦБ есть инструменты, позволяющие «не довести»: если речь о поддержании ликвидности банковской системы, то это беззалоговые кредиты, РЕПО и то, что сейчас расширяется перечень залогового кредитования под ссуды, выданные банками. С проблемой ликвидности банковской системы Центробанк так или иначе разберется. — Даже если «лягут» те крупные универсальные банки из топ-20, возможное банкротство которых сейчас активно обсуждает рынок? — Если хоть один из них сейчас лишится лицензии, фонд АСВ закончится. Хотя вряд ли произойдет отзыв лицензии, такой банк будут санировать. Переток уже наметился — Каковы ваши прогнозы: сколько банков останется в системе к 2017–2018 годам? И не проводятся ли зачистки в интересах государственных и крупных банков, о чем сейчас говорят на рынке?
— Уже наметился определенный переток клиентов в крупные банки и госбанки. Я, честно говоря, считаю, что это абсолютно правильно. — Но мы только что обсуждали крупные банки, у которых аналитики видят дыры в балансах. — Обсуждали. Те крупные банки, у которых нет международного кредитного рейтинга, я не считаю надежными. — То есть нет иного пути, кроме чистки рынка? — Я сторонник того, чтобы постепенно он чистился, но разумным образом, чтобы — у ЦБ есть такие возможности — сохранились те банки, которые можно сохранить. В крайнем случае можно поменять их собственника. — А если в крупных банках вскрывается схема с привлечением депозитов и аффилированными заемщиками? — Надо разумно подходить к этому вопросу, поскольку если закрывать на это глаза, депозиты в таком банке будут накапливаться, и мы придем к проблемам еще большего масштаба. — Когда создавали в ЦБ департамент по работе с системно значимыми банками, предполагалось, что его представители будут иметь доступ ко всем данным банков, и даже чуть ли не участвовать в управлении. Как это отразится на деятельности банков? — В госбанках государство итак в совете директоров. Что касается других банков, они, не исключаю, в этом заинтересованы: для них есть проблема ликвидности и поддержания их Центробанком в ситуации кризиса. Для предоставления этой поддержки ЦБ должен быть уверен в ее необходимости. До недавнего времени регулятор мог выдавать формально кому угодно кредиты под залог ссуд, но по факту на основании его критериев — только группе шести госбанков и Альфа-Банку. Особый надзор за системообразующими банками даст им дополнительные преференции. — Вы полагаете, идея участия в управлении лиц из ЦБ понравится иностранцам, тому же Ситибанку или Юникредит Банку? — Не очень понимаю, что может беспокоить Ситибанк или Райфайзенбанк? Я думаю, для западников такой контроль не столь принципиален, их бизнес гораздо цивилизованней нашего. — Зачем тогда устанавливать за ними контроль ЦБ, содержать специальный персонал, входить в особенности их управления? — Если вспомнить 2008 год, мы видели парадоксальную ситуацию: когда Банк России стал раздавать направо и налево беззалоговые кредиты, иностранные банки брали их даже не только себе, но и направляли материнским банкам. То есть наш ЦБ своим капиталом поддерживал крупнейшие международные банки. РЕПО — единственный способ — Практику РЕПО и перекосы, возникающие на рынке, не ругает только ленивый. Есть опасения формирования пирамиды, превращения ЦБ в заложника Сбербанка, дальнейшего вытеснения госбанками с рынка конкурентов.
— Это один из факторов нарастания процентных рисков в банковской системе. Основными получателями по операциям РЕПО являются госбанки, у которых и без того дешевое фондирование плюс колоссальные деньги от ЦБ, за счет чего они имеют возможность выдавать достаточно дешевые кредиты, сохраняя уровень процентной маржи. По сути, за счет операций РЕПО госбанки демпингуют на рынке кредитования. — Эту схему описывают все эксперты, почему ситуация не меняется? Я далека от мысли, что сотрудники ЦБ глупы или глухи и не понимают последствий бесконтрольного «кормления» госбанков ликвидностью. — Основная причина в том, что ЦБ не в состоянии эффективно поддержать ликвидность мелких и средних банков и надеется, что ликвидность через РЕПО впрыскивается в крупные банки, которые потом поделятся. — И как, делятся? — Не очень активно. Возможно, появление адресного банковского надзора позволит проблему как-то сгладить. — Какую альтернативную методику вы бы предложили? — На мой взгляд, было бы правильно по каждому из четырех критериев установить порог отсечения. Выделить группу по каждому критерию значимых банков и потом объединить их как системно значимые. — В России ввели мотивированное суждение. Было много за и против, опасались коррупции. Что в итоге? — Это правильный вектор развития банковского надзора… Я очень надеюсь, что происшедшее с Мастер-Банком — это, прежде всего, демонстрация новой практики регулирования в ЦБ. Она мне в принципе по душе. Но перекосы сохраняются, рост госбанков — проблема для банковской системы. — Российский Сбербанк также частично приватизирован… Но это значит только, что сверхприбыли идут в частные карманы, и судя по громким крикам: «Не отдадим государству денег, самим мало на развитие», — экспансия продолжится. — На долю всех госбанков сейчас приходится порядка 65% активов, на иностранные — еще до 15% активов. Текст: Екатерина Кац Источник: |
|
|||||||
© 2008 - 2021 Bank-RF.ru - При использовании материалов гиперссылка на Bank-RF.ru обязательна.
|
|