На главную / Интервью/ Урок казуса Мастер-Банка
27.01.14

Урок казуса Мастер-Банка

Андрей Александрович, исполнительный директор независимого провайдера процессинговых услуг ПЦ «КартСтандарт»Рынок процессинговых услуг в России находится в фазе активного роста. Даже на фоне самого быстрорастущего сегмента финансового рынка (банковской розницы) процессинговые услуги стремительно развиваются, ежегодно прирастая на 50% и более. При этом рынок остается динамичным, неустоявшимся и изменчивым. Он меняется не только технологически, но и структурно и организационно. Недавние события, связанные с отзывом лицензии у Мастер-Банка, показали также уязвимость участников рынка и их зависимость от крупных игроков, которые совмещают процессинговую деятельность с активностью в сфере банковской розницы. На вопрос о том, как можно избежать такой зависимости, и на другие вопросы NBJ ответил исполнительный директор независимого провайдера процессинговых услуг ПЦ «КартСтандарт» Андрей АЛЕКСАНДРОВИЧ.

- Андрей Павлович, как Вы считаете, одно из самых громких событий прошедшего года - инцидент с Мастер-Банком - является закономерным для российского рынка?

- В какой-то мере да. Дело в том, что сегодня в России действует порядка ста процессинговых центров, причем большинство из них принадлежит банкам, а независимых ПЦ чуть больше десяти. При таком значительном количестве игроков в России рынок процессинга оказался поделен между пятью крупными участниками, при этом львиная доля всего российского процессинга принадлежит троим из них. Все эти операторы - коммерческие банки. С точки зрения мировой практики такая структура рынка является в высшей степени нетипичной. Западная модель подразумевает диверсификацию рисков - организационных, технологических, коммерческих. У нас же исторически сложилось так, что «яйца оказались в одной корзине», вернее, в нескольких «мегакорзинах». Практически монопольная концентрация бизнеса делает возможные риски лавинообразными, несущими системный характер. Так что сценарии развития событий, подобные инциденту с процессингом Мастер-Банка, как бы по умолчанию заложены в самой логике организации нашего рынка.

- Вы, как эксперт, можете сказать о том, что началось какое-то движение к переформатированию рынка?

-  По большому счету мы только сейчас вступаем в фазу построения зрелого рынка карточного процессинга, одной из важнейших характеристик которого является ведущая роль специализированных провайдеров. Это приведет не только к уже упомянутой диверсификации рисков, но и к повышению качества услуг. Процессинг банковских карт стал критически важной отраслью для финансовых организаций. От его нормального функционирования зависят и прибыльность бизнеса банков, и устойчивость рынка в целом. По тому, как обслуживаются их карточки, клиенты делают вывод о надежности банка. Процессинговый бизнес - это отдельная и узкоспециализированная компетенция, которая должна быть избавлена от банковских рисков. Поэтому усиление на рынке независимых операторов - неизбежный тренд.

На протяжении последних двух-трех лет эксперты последовательно прогнозировали рост спроса на аутсорсинг процессинга банковских карт. Вначале это вызывало определенный скепсис со стороны банков, затем сдержанный интерес, сегодня вопрос стоит на повестке дня многих кредитных организаций, причем изменилась и фокусировка - стали важны не только технологические характеристики процессора, но и его рыночный статус.

- Послужит ли история с Мастер-Банком своеобразным катализатором этих изменений?

- Думаю, это очевидно. Инцидент с Мастер-Банком отразился почти на четверти участников всего карточного рынка в России. Проблемы одного крупного игрока привели к тому, что пострадали все его многочисленные партнеры. Ситуация развивалась мгновенно и крайне неблагоприятно для банков. Остановка в обслуживании карт немедленно вызвала панику у клиентов, они устремились изымать средства, но значительные суммы оказались замороженными. Начались серьезные проблемы с ликвидностью, которые усугубились тем, что для восстановления операций по картам необходимо было размещать значительные средства в новом банке - процессинговом партнере. Для некоторых участников этой достаточно драматической истории дело закончилось крахом -отзывом лицензии и прекращением деятельности.

Нет сомнений, что главной причиной возникновения такого эффекта домино является сложившаяся рыночная конфигурация - ситуация чрезмерной концентрации процессингового бизнеса в руках нескольких крупных универсальных банков.

Эти риски являются системными и, безусловно, требуют системного решения. Будут ли изменения эволюционными, или, может быть, будет иметь место вмешательство регулятора, сейчас предугадать сложно. Ясно одно: в ситуации, когда процессинг многих участников рынка замкнут на один банк, возможность операционного риска будет существовать всегда. Одно дело, когда карты какого-то банка просто перестали работать -это свидетельствует о проблемах конкретной кредитной организации. Другое дело, когда «упал» один банк, а пострадала работа карт у сотни финансовых институтов. Эта ситуация становится серьезной проблемой и для платежных систем, ведь они несут не только финансовые, но и имиджевые убытки.

Сегодня российские банки, к сожалению, находятся в состоянии тревожного ожидания и стресса. Но хочется надеяться, что все мы извлечем максимум полезных уроков из ситуации, и в этом кризисе начнет наконец формироваться профессиональная и устойчивая модель рынка процессинговых услуг.

- А что касается процессинга in-house, может ли такое решение стать выходом, гарантирующим стабильность работы дистанционного банкинга?

- Выбор между аутсорсингом или процессинговым центром in-house, безусловно, является прерогативой самих банков. Но есть достаточно четкие рыночные критерии целесообразности, прежде всего экономической. Содержание собственного полноценного ПЦ - вещь весьма затратная, и для преодоления порога рентабельности банку необходимо иметь не менее 500 тысяч карточных счетов.

Есть и другие существенные факторы. Банковские карты сегодня являются самым массовым, удобным и наиболее универсальным каналом продаж финансовых услуг. Рынок растет как количественно (число эмитированных в России карт превысило численность населения), так и качественно. Клиентам банков сегодня недостаточно просто получать наличные в банкомате: их ожидания и потребности существенно выросли, они хотят иметь доступ к широкой линейке сервисов, причем в формате «24 часа 7 дней в неделю». При этом постоянно появляются новые продукты и технологии, и скорость их внедрения на высококонкурентном рынке становится критическим фактором. Это значит, что эффективность карточного бизнеса банка сегодня напрямую зависит от процессинга, его гибкости, функциональности, технологической оснащенности, надежности.

Могу проиллюстрировать это на примере ПЦ «КартСтандарт». В 2013 году нами были осуществлены очень серьезные инвестиции в повышение отказоустойчивости процессингового центра и его продуктовую составляющую. Был проведен фундаментальный апгрейд аппаратной платформы и сетевого оборудования, внедрена методика нагрузочного тестирования процессингового комплекса, обеспечен восьмикратный запас по производительности. Нами была внедрена новая SIEM-система мониторинга событий информационной безопасности от IBM, пройдены процедуры аудитов безопасности PCI PIN Security и PCI DSS. Для усиления информационной безопасности расчетов по картам были внедрены сервисы Verified by Visa и MasterCard SecureCode, а для расширения линейки сервисов карточного бизнеса банков-партнеров - бесконтактные технологии MasterCard PayPass и Visa payWave.

И это лишь основные моменты, характеризующие развитие процессингового центра в течение года и, конечно, потребовавшие значительных ресурсов. Безусловно, это развитие будет продолжено и в новом году, ведь технологические изменения непрерывны. И банкам самим придется решать - участвовать в этой неостановимой гонке технологий самостоятельно или призвать в союзники специализированного провайдера.

Ильдар АСАДУЛЛИН, начальник управления пластиковых карт и платежных систем ООО «ПромТрансБанк»
Безусловно, крах Мастер-Банка, являвшегося одним из крупнейших процессоров карт МПС, системно ударил по данному рынку. К счастью, это не коснулось нашего банка, и мы в партнерстве с ПЦ «КартСтандарт» продолжаем планомерное поступательное развитие своих карточных программ.

Сергей КОЛЕЕВ, начальник отдела электронного бизнеса ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк»
Наш опыт показывает, что надежность - это, пожалуй, самый важный фактор при выборе партнера. В таком бизнесе, как банковские карты, бесперебойность обслуживания и расчетов определяет не только успех какого-то отдельного проекта, но и доверие клиентов к банку в целом. 

Беседовала Софья Мороз

Источник:
NBJ 

Главная О проекте Реклама Контакты Карта сайта
© 2008 - 2021 Bank-RF.ru - При использовании материалов гиперссылка на Bank-RF.ru обязательна.