|
На главную / Интервью/ Клиентоориентированность на деле или на словах?
[ архив ]
10.02.14
Клиентоориентированность на деле или на словах?Если нет преград, ни один банк не устоит перед соблазном заработать на ошибках физлиц. Поэтому настоящая клиентоориентированность кредитных организаций зависит от регуляторов и законодателей. Именно в их власти расставить для банков соответствующие векторы и преграды. Такое мнение высказал в интервью NBJ член правления ДжиИ Мани Банка Эльман МЕХТИЕВ. «КАКОЙ БЫ УРОВЕНЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НИ БЫЛ У КЛИЕНТА, БАНК - ВСЕГДА БОЛЕЕ СИЛЬНАЯ СТОРОНА» - Эльман, между банками и гражданами возникает немало споров по поводу пунктов кредитных договоров и их интерпретации. Часто граждане в этих спорах ощущают себя обманутой стороной. По Вашему мнению, помогло бы повышение финансовой грамотности массового клиента решить эту проблему? - В конечном счете главным является не уровень финансовой грамотности. Наверное, все граждане умеют считать деньги, получая их в кассе банка. - Вы описываете некую идеальную ситуацию. Но очевидно, что в реальности банки по своей воле не откажутся от возможности зарабатывать с помощью разнообразных уловок. - Действительно, говорить о голой этике не приходится. Но я основываюсь на нашем опыте работы и на изучении достижений других стран. Говоря о практике, сложившейся за рубежом мы учитываем и действия местных регуляторов. Повторюсь: уровень финансовой грамотности - вещь важная, но недостаточная. Нужна еще и защита физлиц со стороны регулятора. - Или как минимум не могут оценить, сколько реально стоит кредит. - Это уже более тонкие моменты. Недавно в одной дискуссии с защитником ограничения процентных ставок я задал вопрос: 10% годовых по кредиту - это много или мало? Оппонент ответил, что это, конечно же, мало. Хорошо, а 10% годовых по кредиту, когда платеж 15 тыс. рублей - это много или мало? Ну и следующий вопрос: 10% годовых в месяц при платеже 15 тыс. рублей и при зарплате 20 тыс. рублей - это как? Конечно, мой оппонент ответил, что это много. Вот видите, всего в два шага стала очевидна ошибочность позиции. «БАНКИ НЕ СМОГУТ ЗАРАБАТЫВАТЬ НА ШТРАФАХ, КАК РАНЬШЕ, И ПОЭТОМУ БУДУТ ВЫНУЖДЕНЫ БОЛЕЕ ТЩАТЕЛЬНО ОЦЕНИВАТЬ КЛИЕНТОВ» - Как повлияет на политику банков тот факт, что в законе «О потребительском кредите (займе)» введено ограничение на максимальный штраф за просрочку? - Думаю, что кредитные организации станут вести себя иначе. Действительно, им невыгодно быть неклиентоориентированными, если за выдачу кредита, вернуть который клиент не может, они лишатся возможности неограниченно штрафовать заемщика. Ведь раньше по просроченному долгу банк мог начислять штрафы в размере хоть 365% годовых. А теперь ему говорят: нет, только 20% годовых, или 0,1% в день, если основные проценты не начисляются. Банки не смогут зарабатывать на штрафах, как раньше, и поэтому будут вынуждены более тщательно оценивать клиентов. - Все крупнейшие розничные банки перевели менеджеров в своих офисах на KPI, привязанный к продаже конкретных финансовых продуктов. То есть менеджер должен продать кредит, страховку любыми путями, иначе потеряет в зарплате. Как сочетаются клиентоориентированность и KPI банковского персонала? - Очень хороший вопрос, особенно когда становится популярным тезис о том, что якобы именно из-за такой оплаты труда специалистов банков растет закредитованность населения. Настоящая клиентоориентированность никоим образом не может и не должна быть врагом больших продаж, она должна удерживать от продаж кредитов или других банковских услуг тем людям, которым они не нужны для достижения их целей. Соответственно, если KPI гласят «продай любой ценой», - это ошибка банка, которая рано или поздно воздастся ему сторицей. Как только кредитным учреждениям будут поставлены соответствующие ограничения, KPI поменяются. - Достаточно ли у менеджера инструментов для проверки заемщика? - Безусловно. На первом уровне это стандартные вещи -проверка на мошенничество. Если пришли два клиента и один заполняет анкету за другого, понятно, что в большинстве таких случаев кредит выдавать не стоит. Если пришли люди с хорошими документами, но они смотрят в свои бумаги, перед тем как заполнять анкету, и «путаются в показаниях», вряд ли стоит выдавать им кредит. Все остальное за менеджера фронт-офиса должен делать кредитный конвейер. - Значит, если бонусная система требует примитивно выдавать больше кредитов - это плохая бонусная система? - Да, именно так. При этом топ-менеджмент должен отслеживать отклонения от среднего заработка. Если сотрудник офиса регулярно перевыполняет план, это становится поводом для анализа. Если присутствуют супертехнологии продаж, почему бы их не распространить на всю сетку как лучший опыт. А если качество портфеля, созданного этим специалистом, все хуже и хуже - пора проверить, кому и как он выдает кредиты. Все привыкли работать с отстающими, но опыт говорит, что если где-то не хватает контроля, там больше возможностей для внутреннего мошенничества. Начинаются подтасовки, исправления и прочие игры с данными. Поэтому бонусная система должна иметь и ограничения сверху. Можно выполнить план на 150%, но сотрудник знает, что получит как за 120%. Тогда не возникает гонки и подделывания документов. Вопрос только в том, чтобы цели не были заниженными. - В рамках недобросовестной практики со стороны сотрудников банков есть и другие приемы: менеджер в офисе банка, изучив алгоритмы скоринговой системы, начинает вводить такую информацию о потенциальном заемщике, благодаря которой кредитный конвейер выдает положительное решение по клиенту. Как бороться с подобными действиями сотрудников в точках продаж? - Универсального рецепта нет, так как жизнь всегда богаче схем. Но последствия новых схем обнаружить не очень сложно: достаточно анализировать концентрацию просроченной задолженности. Мы начали это делать в России сразу после покупки банка, а сейчас это считается стандартом на рынке. Как только мы видим, что где-то просрочка выбивается из ряда - анализируем все, вплоть до конкретного продавца и его заемщиков. А дальше принимается соответствующее решение. И все знают, что их работа контролируется, что мы реагируем на все такие «звоночки». Ведь если работаешь с большими массивами, то флуктуация не может появиться ни с того ни с сего. А если это новый стандарт продаж при сохранении качества портфеля, то тогда все нужно привести к нему. Или это флуктуация, которая чаще всего имеет под собой не совсем чистый подход. «РЕШЕНИЕ ДОЛЖНО ЛЕЖАТЬ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ «БАНК-РЕГУЛЯТОР-КЛИЕНТ» - Еще один тонкий момент при общении банковского менеджера и клиента, тоже связанный с новым законом: насколько точно сотрудник кредитной организации довел до заемщика информацию об условиях договора? Эту тему поднимал в интервью NBJ в январе 2014 года начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков. Как проверить, хорошо ли банковские консультанты объяснили заемщику все условия договора? - Во-первых, я надеюсь, что эти слова уважаемого Олега Прусакова не означают призыв к псевдозащитникам прав потребителей, которые штампуют многочисленные иски в суды против банков, элементарно передергивая факты. Но проблема действительно существует. Однако никакой другой практики, кроме как «прочитали - подпишитесь», не существует. - Вы поддерживаете идею введения запрета на кредитование при превышении определенного уровня закредитованности? - Да. Приведу пример Швейцарии: при обращении клиента учреждение обязано составить так называемый бюджет клиента, учитывающий уровень долговой нагрузки потенциального заемщика. И если после выдачи кредита эта нагрузка оказалась выше установленного уровня, то банк имеет право требовать только сам кредит, а не проценты и не штрафы за просрочку. Вы много знаете организаций, готовых выдавать кредиты без процентов? «ЕСЛИ БАНКИР НЕ ХОЧЕТ, ЧТОБЫ ЕГО МАМА СТАЛА ПОТРЕБИТЕЛЕМ ТАКОЙ УСЛУГИ, ЗНАЧИТ ДЛЯ ВСЕХ КЛИЕНТОВ ЭТОТ ПРОДУКТ ВРЕДЕН» - Вы рассказали, как этого добиться на уровне бизнес-процессов отдельно взятого банка. А есть ли соответствующее понимание высказанных Вами идей в банковском сообществе в целом? - Под моральным кодексом строителей коммунизма каждый готов подписаться. Но когда речь идет о превращении этого кодекса в реальные бизнес-правила, ситуация становится совершенно иной. Мы разработали «Кодекс ответственного потребительского кредитования», конкретно прописали, что можно, а что нельзя. Не знаю ни одного банка, кроме нас, кто подписался под этим документом. К сожалению, принцип «честным быть выгодно» пока для наших кредитных организаций остается лишь основой для рекламных кампаний. Пока регулятор не отреагирует, и не только словами, но и конкретными действиями, ничего не изменится. Причем даже в данном случае понимание необходимости изменений появится только у тех, кто настроен на долгосрочную работу на этом рынке на горизонте хотя бы трех-пяти лет. Уже тогда становится понятно, что можно, а что нельзя. Есть простейший тест на родственнике: если банкир не хочет, чтобы его мама стала потребителем такой услуги, значит для всех клиентов этот продукт вреден. - Сейчас Банк России оказывает охлаждающее влияние на розничный рынок, повышая отчисления по резервам. Это эффективное решение задачи «не выдавать кредит тому, кто не сможет его вернуть»? - Это, конечно же, повлияет на весь рынок, но вряд ли поможет конкретным физическим лицам. Посмотрим, как будет действовать Служба Банка России по защите потребителей. - Каковы перспективы работы омбудсмена на нашем рынке? - Омбудсмен, то есть человек, принимающий внесудебное решение конкретного спора, индивидуальное решение, рынку нужен. Но необходимо и понимание правил игры. Даже в Великобритании, в стране, где действует прецедентное право, прописано, что единичное решение финансового омбудсмена не может стать основанием для коллективного иска. - Наши банки заинтересованы в том, чтобы реально повышать финан¬совую грамотность населения? - Мое убеждение: для большинства банков это всего лишь политический PR. А реальное повышение финансовой грамотности им в той модели, в которой они существуют, не нужно. Беседовала Елена Бродская Источник: |
|
|||||||
© 2008 - 2021 Bank-RF.ru - При использовании материалов гиперссылка на Bank-RF.ru обязательна.
|
|