03.10.12

ВТБ: Андрей Костин: «Девятого вала в мировой экономике я не жду, но море будет неспокойным»

Банк ВТБ (ОАО)— Плохие данные приходят из Соединенных Штатов, Европа в рецессии, стал беспокоить азиатский регион. Спад в Китае трудно оценить: серьезный он или нет, насколько упадут темпы роста. Как вы оцениваете состояние глобальной экономики в данный момент?

— Поскольку я сейчас сижу у берега Черного моря и недалеко Феодосия, где много лет прожил известный художник Айвазовский, я бы сказал, что девятого вала в мировой экономике я не жду. Но считаю, что море будет неспокойным, каким оно часто было на картинах этого художника. В ближайшие годы нам предстоят очень непростые решения, большие вызовы. Но волна нас не накроет, и мы будем все-таки плыть вперед.

Думаю, что в самом тяжелом положении сегодня находится европейская экономика. Меры, которые принимаются, крайне важны, но они все-таки не решают глобальных проблем, которые лежат в основе европейского кризиса. Потребуется не менее пяти лет, чтобы проблемы решились, или, по крайней мере, их воздействие было серьезно ослаблено. Ситуация непростая, темпы роста глобальной экономики будут серьезно сокращены. Но это не является смертельным для экономической ситуации, в частности, в России. Все-таки самые негативные сценарии не реализуются.

— Многие экономисты говорят о том, что не дело монетарных властей решать структурные проблемы. Их должны решать политические власти или фискальные власти. Однако мы видим программу количественного смягчения от Федрезерва, мы видим стимул и от Европейского Центрального банка. В то же самое время наш Центральный банк начинает ужесточать денежно-кредитную политику. Как это объяснить? Как мы вписываемся в общую тенденцию и с чем наш Центральный банк борется?

— В общую тенденцию мы абсолютно не вписываемся. Другой вопрос, что у нас есть та проблема, которой не существует сегодня в западных странах, а именно — достаточно высокий уровень инфляции. И выбрав инфляцию в качестве главного врага, таргетируя именно этот показатель, Центральный банк борется теми средствами, которые у него имеются. В частности, повышением ставок, усилением резервирования и другими мерами, которые наряду с задачей укрепления стабильности банковского сектора приводят еще и к тому, что кредитование становится, во-первых, дороже, а во-вторых, оно сдерживается, в том числе и по ликвидности. Центральный банк считает, что это одна из наиболее эффективных мер борьбы с инфляцией. Здесь нужен правильный баланс. Все-таки задача экономического роста не будет решена без кредитования, да и рост денежной массы у нас идет очень медленно. Я, скорее, принадлежу к числу тех людей, которые считают, что сегодня нет необходимости повышать учетную ставку, процентную, что Центральный банк мог бы быть более либеральным в предоставлении ликвидности.

— Что должен таргетировать Центральный банк? К Федрезерву вопросы аналогичные. Они решили таргетировать безработицу. Если мы возьмем японский пример — у них безработица падает, а в экономике все плохо. Тем более, инфляция у нас носит не внутренний характер, а внешний. Меняют цены на энергоносители, и у нас все тоже меняется.

— Я с вами соглашусь в этом вопросе.

— Андрей Леонидович, что ваш банк делает в таких условиях?

— Мы в этой ситуации пытаемся идентифицировать наиболее прибыльные сегменты рынка. На мой взгляд, это прежде всего розничное кредитование. Там и уровень маржи выше. Мы будем значительно расширять нашу розницу, которая сегодня уже является второй по величине в стране. Мы буквально через несколько дней проведем презентацию нашего нового проекта, так называемого легкого банка. Это будет банк с другим названием, работающий в другом сегменте рынка, в частности, посткредитования и предоставления потребительских кредитов. Мы сегодня сокращаем риски и концентрируемся на тех клиентах, которые, по-нашему мнению, являются достаточно стабильными, но, тем не менее, обеспечивают нормальную маржинальность. Стараемся сократить расходы, вести разумную политику в области рисков с тем, чтобы у нас не увеличивались проблемные кредиты. Это политика осторожного роста, в отличие от той политики резкого скачка, которую мы проповедовали на протяжении практически последних десяти лет.

— На рынке было много разговоров о том, что вы сокращаете группу, которая торговала акциями. Эту информацию опровергли, но все-таки портфель вы ликвидируете. Это относится к изменению стратегии, вы уменьшаете риски? И если не секрет, какой портфель, в каких бумагах?

— У нас портфель включал в себя как акции голубых фишек, так и ряд деривативных инструментов.

— Убытки по деривативам или по длинным голубым бумагам?

— Были в голубых фишках и в длинной позиции. Но, тем не менее, мы постепенно это сокращали. Я считаю, что в ближайшие годы — в этом году и, возможно, в следующем — ожидать каких-то серьезных скачков роста на фондовых рынках не приходится. Для этого, к сожалению, не появляется каких-то фундаментальных изменений.

Банк должен иметь очень небольшую пропозишн, доходы по «пропу» не оцениваются инвесторами в той степени, в которой показана прибыль. Они говорят: «Нет, это рисковые вложения, и вы завтра можете их потерять». И в чем-то они правы, конечно. А убытки, которые эти позиции способны создать, как раз негативно влияют на финансовую отчетность, поэтому плюсов от такой деятельности мало. Целесообразно ее вести только на очень стабильных прогнозируемых рынках, где риски намного меньше. В условиях, когда у нас рынок волатильный, каждый день движется разнонаправленно, а общая тенденция идет к тому, что рынок стагнирован и непредсказуем, и не имеет тенденции к росту, эту позицию надо сокращать. Никто, конечно, не закрывает никакие подразделения, дилеры будут работать в их обычном режиме. Какие-то стратегические позиции — будь то деривативы, будь то голубые фишки — на предстоящий период эта деятельность не является прибыльной, и для нас неправильно ее продолжать в том объеме, в котором мы это делали.

— Как вы оцениваете размещение Сбербанка? Будете ли вы размещать свой пакет на рынке?

— Я поздравляю своих коллег из Сбербанка, они молодцы, сделали хорошее размещение. При этом хочу напомнить, что полтора года назад банк ВТБ сделал первое размещение после объявленной программы приватизации, оно было достаточно крупное, объемом в $3,3 млрд. И по своим параметрам, показателям было не хуже, а возможно несколько превосходило те показали, которые показал Сбербанк при размещении, и по уровню подписки, и по отношению к price-to-book. Хотя, конечно, тогда ситуация была более выгодная для нас.

И тот факт, что мы быстрее сумели подготовиться, сыграл нам на руку. Сейчас нам было бы сложнее повторить то, что мы сделали полтора года назад. Поэтому я считаю размещение Сбербанка удачным, они выбрали правильный момент, хотя полтора года ждали. Это серьезно облегчает и нашу задачу дальнейшего размещения акций, но это дело не сегодняшнего дня. До конца этого года это не представляется возможным. В следующем году мы будем искать возможности. Но вести эту работу мы начинаем буквально сегодня. Безусловно, работа с инвесторами, работа с банками начнется прямо сейчас, уже даже начата.

— Вопрос относительно вашей стратегии: все-таки центр тяжести — это российские операции, может быть, азиатский регион?

— Конечно, центр тяжести — Россия. Я уже сказал, что мы будем серьезно развивать розницу, в том числе и в некоторых других странах СНГ. У нас стратегия с точки зрения географии бизнеса реализована. Теперь мы хотим, чтобы каждый из наших институтов, работающих, в том числе и за рубежом, приносил большую прибыль, увеличивал бизнес, у нас есть абсолютно жесткий таргет — цифра в 15%, возвратный капитал, будем добиваться от всех подразделений именно такой возвратности или выше. Вот такая задача.

Источник:
Банк ВТБ (ОАО) 


12.08.14
12.08.14
12.08.14
11.08.14
11.08.14
08.08.14
08.08.14
08.08.14
08.08.14
07.08.14
07.08.14
06.08.14
06.08.14
05.08.14
05.08.14
Главная О проекте Реклама Контакты Карта сайта
© 2008 - 2021 Bank-RF.ru - При использовании материалов гиперссылка на Bank-RF.ru обязательна.