На главную / Интервью/ НПС лишила сна ЦБ
27.02.12

НПС лишила сна ЦБ

Павел Лепешкин, начальника отдела контроля за рисками в частных платежных системах департамента регулирования расчетов Банка РоссииВ ЦБ РФ приходит много запросов, касающихся функционирования закона о Национальной платежной системе (НПС). Мы подготовили ответы на некоторые из них на базе выступления на практической конференции ИД «Регламент-медиа» Павла Лепешкина, начальника отдела контроля за рисками в частных платежных системах департамента регулирования расчетов Банка России.

- Известно, что к закону об НПС готовится еще ряд актов Банком России. Когда их ждать?

- К моменту вступления в силу соответствующих статей все должно быть сделано. Что успеем, то сделаем. Понимаете, Банк России сам является оператором своей платежной системы, и это вносит определенные сложности. Потому что то, что мы пишем для кредитных организаций (придумываем, условно говоря, или адаптируем чей-то опыт), это сразу же автоматически начинает касаться и наших коллег, которые занимаются тем же самым, но в составе Банка России. И, бывает, что тоже вызывает определенное раздражение.
Тем более тут еще происходят перемены в банковском надзоре (увеличение количества департаментов надзора - ред.). Так что фон для работы очень непростой.

- Если мы говорим о рисках, то НПС подразумевает раскрытие информации о расчетных системах в каждом банке. Может появиться категория людей, которая этой информацией будет пользоваться во вред банкам. Каким образом закон застрахует нас от этих рисков?

- Статья 27 Закона как раз касается вопроса обеспечения информационной безопасности, в частности, платежных систем. Там определена компетенция федеральных органов власти, которые отвечают за эти вопросы. В ней говорится о способах и методах обеспечения информационной безопасности.
Что касается рисков, то раскрытие информации как раз не предоставляет дополнительных сведений злоумышленникам. Наоборот, информация о том, насколько надежны те или иные компоненты каждой конкретной платежной системы (ПС), создает позитивный информационный фон и дает информацию для принятия решений именно для добросовестных потенциальных участников той или иной ПС. Например, обладая такой информацией, участник ПС может более обоснованно измерять свои собственные риски. Он же несет определенные обязательства перед своими клиентами, в том числе и по переводу денежных средств. И если он получит какую-то обоснованную информацию о том, с каким риском неперевода денежных средств он сталкивается, участвуя в той или иной ПС, это позволит ему более точно понять, как это влияет на его финансовое состояние и т.д.

- В 161-м законе есть ссылка на то, что участники ПС должны выполнять требования ЦБ по обеспечению информационной безопасности. Какие требования будут предъявлять  к помещениям, где располагаются, в том числе серверы, на которых вырабатывается информация о переводах?

- Они пока в процессе разработки. Был принят план мероприятий, подписанный председателем Банка России, по реализации закона 161-ФЗ и 162-ФЗ. 42 пункта по разработке различных нормативных документов. Порядка 20 из них – это нормативные акты.

- Что будет требовать регулятор для обеспечения бесперебойности работы ПС? Как это будет контролироваться?

- Тут пока еще для нас самих много нерешенного. Очень важно новыми требованиями и мерами не поломать то, что уже функционирует, то есть в попытке заставить ПС функционировать бесперебойно не получить обратного эффекта и не прекратить функционирование всей нашей банковской системы.
Так что это вопрос деликатный, над чем мы сейчас и работаем, чтобы правильно сформулировать требования, которые, с одной стороны, предусмотрены законом, но с другой – не должны быть чрезмерными для банковской системы.
Главным для функционирования платежной системы являются пять правил. В законе они прописаны достаточно подробно и понятно. Они должны обеспечить такие вещи, как равенство возможностей для потенциальных участников, доступ к этой ПС.
Оператор ПС может поставить некие ограничения, допустим, для потенциальных участников. Но если участник этим требованиям соответствует, то по закону оператор ПС не может ему отказать в том, чтобы он стал участником системы.

- Если банк является ПС, четко соблюдает правила, этого достаточно, чтобы не иметь дополнительных проблем от регулятора?

- Думаю, да. Написание правила – это все-таки такой одномоментный акт. Дальше возможно внесение каких-то изменений и, скорее всего, это будет вялотекущий процесс.
Важно понимать, что основная нагрузка, которая предполагается законом, ложится на процесс управления рисками - оно должно осуществляться на постоянной основе.
Потому что придется создать еще одну систему управления рисками - теперь уже не просто для себя, а с учетом того воздействия, которое оказывается всеми этими участниками и операторами услуг.
Эта конструкция законна. В какой-то степени прогрессивная. Банк может вынести функцию оператора на аутсорсинг, создав юридическое лицо. Но как это все будет работать на практике, пока очень сложно сказать. Мы можем пока только рассуждать, строить какие-то предположения на тему того, как те или иные прописанные в законе инструменты могут быть использованы.
К сожалению, как мне кажется, закон написан не на основе созревшей потребности. Он все-таки некоторым образом авансирует определенные моменты. Как эти возможности, которые он предоставляет, будут восприняты? Будут ли они восприняты как возможности или как фактор раздражения, как дополнительные сложности? Это только практика покажет, пока об этом говорить еще рано. При том, что многие вопросы еще в стадии глубокой разработки, хотя времени остается все меньше и меньше до их вступления в силу.

- Правильно ли утверждение, что не каждая кредитная организация потенциально является оператором ПС?

- Правильно. Конечно, если такое решение будет принято и кредитная организация захочет специализироваться в направлении ПС, то, наверное, она может. Но то, что касается выявления уже существующих ПС, то речь - только о кредитных организациях, у которых открыто не менее трех Лоро-счетов в других кредитных организациях, и по этим счетам есть определенный оборот, превышающий некую планку, размер которой будет установлен.

Текст: Виктория Никитина

Источник:
Журнал «Банковское обозрение»
№2 (157) Февраль 2012

Главная О проекте Реклама Контакты Карта сайта
© 2008 - 2021 Bank-RF.ru - При использовании материалов гиперссылка на Bank-RF.ru обязательна.