На главную / Интервью/ Ванкувер для нас является целевым ориентиром
05.11.13

Ванкувер для нас является целевым ориентиром

Алексей Войлуков, ЦБ РФ, Начальник ГУ по Краснодарскому краюВ начале этого года руководитель ГУ ЦБ по Краснодарскому краю в интервью «Б.О» рассказал о подготовке финансовой инфраструктуры Сочи к предстоящей Олимпиаде и о существующих проблемах в этой сфере. Спустя полгода мы снова поинтересовались у Алексея Войлукова, что изменилось, чем может грозить мегарегулятор регионам, а также об обновлении целей и задач ЦБ

— Алексей Арнольдович, в ЦБ меняется система управления — с территориальных управлений на округа и регионы. Что уже делается в вашем регионе, округе? Когда перемены закончатся?

— Вполне естественно, что обновление целей и задач ЦБ повлечет за собой не только функциональные изменения, но и структурные. Советом директоров ЦБ в августе этого года было принято решение об оптимизации территориальной сети. Согласно новой схеме территориальные управления федеральных округов будут преобразованы в восемь ГУ по округам, а оставшиеся ГУ станут их отделениями. Преобразования коснутся и головных РКЦ. Они будут упразднены, а их функции перейдут отделениям ГУ ЦБ. В срок до 1?февраля 2014 года планируется завершить создание ГУ по Центральному округу. Оставшиеся семь ГУ будут созданы до конца 2014 года, решения по ним должны появиться уже в ближайшее время.

— Какие еще изменения в связи с формированием мегарегулятора планируются и ведутся в подведомственной вам структуре?

— Изначально интеграцию ФСФР в структуру ЦБ планировалось проводить в три этапа: подготовительный, далее вливание ФСФР в виде отдельной структуры (до 2015 года) и создание в центральном аппарате блока с функциями службы по финансовым рынкам. На текущий момент уже создана ФСФР Банка России. В нее вошла ФСФР в существующей структуре вместе с ее сотрудниками. Также создан Комитет финансового надзора — постоянно действующий орган, включенный в структуру Банка России. В его составе будут как зампреды, так и руководители соответствующих департаментов.

Но на этом процесс интеграции не заканчивается. Региональная сеть бывшей ФСФР и Банка России значительно отличаются, поэтому принято решение привести их к «общему знаменателю». С этой целью территориальные учреждения ЦБ перейдут от регионального принципа к окружному, о чем уже упоминалось выше. Но еще более важный шаг — это унифицировать существующие различия в регулировании и надзоре. Так, сегодня в банковском секторе по сравнению с остальными секторами финансового рынка более сильная и детально проработанная нормативная база. Конечно же, вопросов сейчас много, не меньше предстоит и изменений.

— Как отразится присоединение ФСФР к ЦБ на структурах ЦБ в регионах и округах? На ваших полномочиях? Можно ли говорить о готовности технической базы, а также о достаточности человеческих ресурсов для осуществления расширенных полномочий, включая надзор для МФО?

— Выше уже было отмечено, что слияние двух таких значительных ведомств, как ФСФР и Банк России — это сложный процесс, затрагивающий их подразделения на всех уровнях. Сейчас идет, пожалуй, самый трудный?— переходный — период, когда предстоит решить множество проблем, от чисто технических и организационных до переработки огромного количества законодательных актов.

Задача происходящего слияния и в том, чтобы стандарты в банковской сфере распространить даже на такие слаборегулируемые области, как МФО. В Краснодарском крае в настоящий момент зарегистрировано более 100 таких организаций. Меньше чем за год количество МФО, работающих на региональном рынке, выросло в полтора раза, то есть рынок микрофинансовых услуг растет достаточно активно. Поэтому необходимо как можно быстрее сделать этот сектор прозрачным и отрегулированным, чтобы не допустить той анархии, которую мы видели в банковском секторе в период его становления.

Конечно, в новом статусе сфера регулирования Банка России значительно расширится, объем работ возрастет. Аналогичные вопросы коснутся и регионов. В полной мере оценить достаточность ресурсов Банка России для обеспечения расширенных полномочий можно будет в ближайшей перспективе.

— Какие из банков сейчас можно отнести к системообразующим в ЮФО, в Краснодарском крае? Если сравнить охват населения банковскими услугами у вас и в других регионах, насколько сегмент развит у вас?

— В крае есть банки, которые можно отнести к системообразующим в региональном масштабе. Напомню, что к таковым относятся кредитные организации, занимающие более 10% рынка банковских услуг региона, возникновение финансовых трудностей в одном из которых может иметь негативные последствия для состояния экономики и банковской системы всего края. На долю этих банков приходится две трети совокупной величины собственных средств (капитала) самостоятельных кредитных организаций региона, 76% совокупного кредитного портфеля и более 80% вкладов физлиц.

Вообще, региональный банковский сектор достаточно развит в институциональном плане: в крае работают более 1800 точек банковского обслуживания, в том числе 15 самостоятельных региональных банков, 70 филиалов иногородних кредитных организаций. Краснодарский край, имеющий высокий спрос на весь спектр банковских услуг, по-прежнему остается финансово привлекательным регионом. По общему числу действующих банковских учреждений с учетом внутренних структурных подразделений Краснодарский край занимает второе место в России (после московского региона).

Уровень обеспеченности банковскими услугами в Краснодарском крае превышает уровень обеспеченности в целом по РФ — по состоянию на 1 января 2013 года совокупный индекс обеспеченности банковскими услугами* составил 101%.

Банковская инфраструктура в регионе развивается достаточно быстро, причем это касается и розничной сети. Если на начало этого года в крае насчитывалось 8,5 тыс. банкоматов, а POS-терминалов — 19,9 тыс., то уже на 1 июля 2013 года — 8,9 и 23,6 тыс. соответственно (третье и пятое место в целом по стране).

На 1 млн жителей края приходится 4,6 тыс. POS-терминалов и 1,7 тыс. банкоматов. Абсолютные показатели развития инфраструктуры по приему платежных карт свидетельствуют о лидирующих позициях края. Но если проанализировать относительные показатели в расчете на душу населения, в том числе принимая во внимание международные стандарты (например, в Канаде обеспеченность POS-терминалами на 1 млн жителей составляет около 9,0 тыс.), то картина станет менее оптимистичной. Таким образом, в области обеспеченности электронными устройствами нам есть к чему стремиться.

Безусловно, серьезным стимулом, подстегнувшим региональное банковское сообщество к активному развитию розничной инфраструктуры, стало проведение Олимпиады 2014 года. Не стоит забывать, что построенная сейчас инфраструктура, отвечающая самым современным международным стандартам, останется на долгие годы. В этой связи приведенное сравнение с Канадой неслучайно. В этой стране прошли последние Зимние олимпийские игры, и пример Ванкувера по уровню банковских сервисов и степени развитости розничной инфраструктуры для нас является целевым ориентиром.

— Год назад вы высказывали серьезные опасения, что не удастся подготовить банковскую инфраструктуру Сочи к Олимпиаде, в том числе из-за технологических проблем телекоммуникационных провайдеров. Что изменилось за год? Удалось ли сформировать необходимую банкоматно-терминальную сеть Сбербанка? Оснастить картридерами магазины, такси?

— Да, такие опасения были. По данным на 1 июня 2013 года в городе установлено почти 800 банкоматов и 4000 POS-терминалов, при этом на начало 2014 года запланированное количество банкоматов составляет 1180, а POS-терминалов — 7600. Как видите, предстоит еще серьезная работа, направленная на наращивание эквайринговой инфраструктуры.

В этой связи следует отметить анонсированную в июле 2013 года компанией Visa программу развития инфраструктуры безналичных платежей. В рамках этой программы до 1 марта 2014 года планируется установить порядка 4000 POS-терминалов 3G. В настоящее время заявки на участие в данной программе подали десять кредитных организаций.

Кроме того, учитывая тот факт, что планами генеральных партнеров Олимпиады (Сбербанк и Visa) предусмотрена установка порядка 1600 POS-терминалов и 15 банкоматов непосредственно в зоне проведения Олимпийских игр, можно предположить, что расчетные показатели будут приближены к запланированным. Одновременно с этим на территории Сочи к началу открытия игр будет функционировать порядка 600 банкоматов Сбербанка (на 1 июля 2013 года установлено 411).

Хочется сказать несколько слов о технологических проблемах и, в первую очередь, — скорости транзакций.

В ходе проверки работоспособности платежной инфраструктуры на территории олимпийских объектов и города Сочи, в том числе в период массового проведения тестовых соревнований, получены показатели, свидетельствующие о неудовлетворительной скорости проведения транзакций.

Кредитным организациям предложено осуществлять постоянные проверки работоспособности установленных POS-терминалов. Одновременно с этим рекомендовано в качестве дополнительного (резервного) канала наряду с наземными каналами связи, к которым подключено эквайринговое оборудование, использовать POS-терминалы с поддержкой 3G, а также провести тестирование SIM-карт с услугой «Управление удаленными объектами», предоставляемой большой тройкой сотовых операторов.

Полученная от кредитных организаций информация свидетельствует о проведении активной работы, направленной на устранение технологических проблем (скорость проведения транзакций, использование современных стандартов связи, инновационных технологических решений, замена устаревшего эквайрингового оборудования на устройства, поддерживающие стандарт передачи данных 3G).

Теперь по вопросу оснащенности картридерами. На территории Сочи активно внедряются мобильные картридеры (m-POS). Они устанавливаются на смартфоны или планшеты и представляют собой мобильный терминал для приема банковских карт. Стоит отметить, что по инициативе ГУ в марте 2013 года проводились рабочие встречи-презентации с участием представителей компаний сферы услуг Сочи и организаций, внедряющих m-POS. Сегодня рядом производителей такое оборудование предоставляется пользователям на безвозмездной основе. Предполагается, что интерес к использованию таких устройств должен проявлять малый бизнес: такси, небольшие магазины, мини-отели. Однако, ажиотажного спроса на эти гаджеты пока не наблюдается.

* Рассчитывается на основе трех частных индексов обеспеченности: институциональная насыщенность, финансовая насыщенность по кредитам, индекс развития сберегательного дела с учетом соотношения региональных показателей и показателей, сложившихся в целом по России (методика Банка России (письмо от 07.08.2006 № 106-Т)).

Текст: Екатерина Кац 

Источник:
Журнал «Банковское обозрение» 

Главная О проекте Реклама Контакты Карта сайта
© 2008 - 2021 Bank-RF.ru - При использовании материалов гиперссылка на Bank-RF.ru обязательна.